«Нет человека, который бы сказал, что туда нельзя». Что делать, если в вашем доме случился пожар?

18:10 13/01/2021
Пожарная часть г. Москвы,пожарный, пожарная часть, пожарная машина, пожар, ,пожарный, пожарная часть, пожарная машина, пожар,
ФОТО : Mir24.tv / Николай Костюшин

Пожар – одна из самых распространенных чрезвычайных ситуаций, которые происходят во всем мире ежедневно. По данным МЧС, каждые сутки в России происходит порядка 1300 пожаров, в которых гибнет более 20 человек. Причины возгорания могут быть разными, но самая частая – неосторожное обращение с огнем. Именно поэтому нас с детства учат основам пожарной безопасности, и даже ребенок знает, как «отче наш», главные правила: не заливать загоревшиеся электроприборы водой, затыкать все щели полотенцами и тряпками, дышать в мокрый платок и т.д.

Но одно дело – знать, и совсем другое – не растеряться, когда беда случится с тобой. Сталкиваясь с огнем, люди часто впадают в панику и не знают, что делать. К тому же, каждый пожар абсолютно уникален. Недавняя трагедия в Екатеринбурге наглядно это показала. Огонь вспыхнул в одной из квартир на втором этаже девятиэтажки, дым и другие продукты горения быстро распространились по всему дому. В результате погибли не только жители квартиры, где случился пожар, но и их соседи с пятого и девятого этажей. Пытаясь спастись, некоторые люди покинули свои квартиры и стали спускаться вниз по лестнице. Кто-то остался дома и стал ждать спасателей, кто-то выбежал на балкон. В итоге повезло последним: их успели спасти. А восемь человек, включая семилетнюю девочку, погибли, надышавшись угарным газом.

Кто виноват в этой страшной трагедии, еще предстоит выяснить. По предварительным данным, пожар произошел в «неблагополучной» квартире, жильцы которой регулярно выпивали, а вместо электричества (его отключили за неуплату) пользовались горелками и восковыми свечами. Но почему же не сработала вентиляция? И кто виноват в том, что жильцы верхних этажей задохнулись? «МИР 24» поговорил с экспертами в сфере пожарной безопасности и выяснил, что могло стать причиной трагедии и как обезопасить себя в случае пожара.

Как поясняет ведущий эксперт ООО «Научно-производственная компания – Фонд пожарной безопасности» Константин Кузнецов, в том, что пожар в Екатеринбурге стал развиваться именно таким образом, нет ничего удивительного.

«Физику не обманешь: все тепло поднимается вверх. Соответственно, и все опасные факторы пожара, такие как угарный газ, тепловое воздействие, задымление – все оказывается сверху», – говорит он.

Многие подумают: но как же вентиляция – должна же в доме быть хоть какая-то система, которая препятствует распространению дыма? Такие системы в домах действительно есть, но только в современных.

«Дело в том, что жилые дома, особенно современные постройки после 1991 года, оборудованы достаточно мощной системой противодействия пожару, в том числе – так называемой противодымной вентиляцией. Она включает в себя достаточно сложный вентиляционный комплекс, который и удаляет дым из помещений, и при этом создает так называемый подпор воздуха, то есть не дает дыму проникать в эвакуационные лестничные клетки», – объясняет Кузнецов.

Но жителям екатеринбургской девятиэтажки не повезло: их дом, как и еще миллионы домов по всей России, такой вентиляцией просто не оборудован.

«Вентиляция в домах такого типа – не принудительная (то есть осуществляемая с помощью электрических вентиляторов), а естественная. То есть, по сути, это некая полость в строительной конструкции, через которую вентилируется дом. Она не призвана работать как противодымная, то есть от продуктов горения она не спасет. Тут не виноват никто: строительные стандарты не подразумевают противодымную вентиляцию в строениях ниже 28 метров. Таков ГОСТ.

Естественная вентиляция, которая в доме предусмотрена, не справилась бы при любом раскладе с таким объемом продуктов горения. Тут тоже никто не виноват: она на это не рассчитана и не призвана такие функции выполнять», – комментирует эксперт в сфере пожарной безопасности Александр Глущенко.

Кто из жильцов повел себя более правильно, оба эксперта ответить затруднились. И Кузнецов, и Глущенко признают: каждый пожар – уникален, и никогда нельзя предсказать, как все обернется.

«Стопроцентных правил поведения жильцов в здании, в котором произошла чрезвычайная ситуация, к несчастью, не существует. Уж больно много различных вариантов может быть – все в данном случае зависит от ситуации. С одной стороны, эвакуационная лестничная клетка сделана таким образом, чтобы туда не попадали опасные продукты горения, и она как раз предназначена для того, чтобы жильцы покинули свои квартиры. С другой стороны, оставаться в квартире – это тоже вариант (особенно, если есть балкон), и дожидаться, пока прибывшие пожарные подразделения эвакуируют жильцов с помощью автолестниц. Но, к несчастью, как пожар будет развиваться – никак предугадать заранее нельзя», – признает Константин Кузнецов.

Люди пользуются тем или иным способом в зависимости от ситуации. Иногда можно успеть выбраться из здания, пока оно еще не сильно задымлено, а иногда – оказаться в считанные секунды заблокированным в собственной квартире, за дверью которой бушует огонь.

«Кому-то показалось, что лестничная клетка свободна, можно спокойно эвакуироваться – и они пошли спускаться. И в этом нет никакого нарушения! И главное, нет человека рядом, который бы сказал: «Нет, не ходи туда! Туда нельзя – на этажах уже большая концентрация углекислого газа». Люди, которые остаются в квартирах, в сущности, тоже рискуют: пожар может развиться таким образом, что они будут блокированы от эвакуационной лестницы, а пожарные подразделения по каким-то причинам не смогут их эвакуировать – например, из-за припаркованных машин», – признает эксперт.

Но, конечно, не стоит забывать о всем известных правилах, которые нам преподавали еще в школе. Четкие инструкции есть – просто они не всегда применимы, подчеркивает Кузнецов.

«Первое правило: не паниковать. Второе: нужно в первую очередь заняться эвакуацией детей, пожилых, инвалидов – словом, беспомощных людей. Вместо этого часто ищут паспорта и деньги, зарытые в белье. Третье: вместо того, чтобы набрать 101, как только что-то происходит, люди начинают пытаться что-то делать сами: лить воду, махать пледами», – отмечает он.

Конечно, иногда небольшое возгорание можно быстро затушить одеялом или затоптать, но в более серьезных случаях это лишь украдет у вас драгоценное время. Помните: достаточно один-два раза вдохнуть угарный газ, чтобы потерять сознание, а каждая последующая доза – приблизит летальный исход.

К несчастью, большинство людей воспринимают пожары как что-то, что с ними никогда не случится, и сами перекрывают себе пути к спасению.

«В жилых домах люди иногда делают так называемые отсечки из железных дверей, перегораживая лифтовые холлы. Тем самым они нарушают требования пожарной безопасности, потому что пути эвакуации должны быть свободны по ходу движения и открываться без всяких механизмов – это федеральный закон. Банально в экстренном случае ключ от такой двери могут потерять, и она станет ловушкой. Вторая проблема – закрытые эвакуационные выходы. В многоэтажных домах часто бывает такое, что запасной выход либо заперт, либо там складируется какой-то мусор и т.д. Это, естественно, на совести управляющей компании. Ну и очень часто бывает так, что запасные выходы на первом этаже, которые ведут на улицу, закрывают на замок из соображений мнимой безопасности – чтобы извне никто не попал», – говорит Александр Глущенко.

К сожалению, примеры подобной халатности наблюдаются очень часто – и со стороны жильцов, и со стороны управляющих компаний. И самое печальное, по словам Константина Кузнецова, «никого это ничему не учит».

«Здесь панацея только одна: управляющая компания, которую ТСЖ нанимает для обслуживания дома, должна заключить договор с лицензированной организацией в области пожарной безопасности – чтобы за состоянием дома следила специализированная компания, а не абы кто. Очень много сейчас, особенно в современных домах, сложных систем внутри здания, которые должны помочь предотвратить пожар, но все они находятся в неработоспособном состоянии, разорены, растащены, управляющая компания за этим не следит», – констатирует эксперт.