Олег Рой: Ребенка обмануть невозможно. ЭКСКЛЮЗИВ

13:24 09/02/2021

Гостем программы «Культ личности» на телеканале «МИР» стал известный российский писатель Олег Рой.

Поводов для нашей встречи несколько. Не так давно вышел ваш новый роман «Три судьбы». И уже весной выйдет еще одна книга – «Зеленая тетрадь». Три судьбы – это завершение трилогии Три цвета. Скажите, читатели не будут разочарованы финалом? И какой главный посыл у трилогии?

Рой: Я решил в трех разных ипостасях повторить одну и ту же историю. Это история, когда человек убегает от самого себя, убегает от того несчастья, которое ему принесли деньги, и убегает от своей любимой. И вот я хочу понять в этой истории, предложить своему читателю в «Трех цветах судьбы» поразмышлять: это так ему было плохо, что он сбежал, это он хотел мужской свободы, когда можно совершать все, что хочешь? Или это просто, условно говоря, бес в ребро: «ах, мне уже далеко за 50, я хочу жить как в последний день»? Но при этом при всем с умным видом доказывать себе, а почему мне было тяжело. И также дать рассмотреть эту ситуацию с точки зрения женщины: а могла ли ты его удержать, а нужно ли вообще это делать, а голова ли ты прощать измены, его поведение или ту ситуацию, в которую ты попала, вернее, в ту ситуацию, в которую он тебя поместил как сценарист, режиссер, писатель вот этого всего? Он взял и поместил тебя в эту ситуацию.

Олег, а вам не бывает грустно прощаться со своими персонажами? Ведь вы долго с ними работали, сопереживали им, столько времени провели вместе?

Рой: Вы знаете, иногда, конечно же, это грустно, иногда хочется писать продолжение, но иногда это вызывает раздражение. Ты настолько его правильно прописываешь, ты настолько его правильно начинаешь самому себе внутри говорить, насколько мерзко так поступать, что в какой-то момент ты начинаешь ненавидеть собственного героя – настолько ты его сделал колоритным. И тебе хочется пойти и, как говориться, помыть руки, стряхнуть с себя эту грязь, и ты больше не хочешь к нему прикасаться. У меня так было в нескольких романах, когда я понимал, что продолжение напрашивается, но прикасаться к этому герою больше не хочется, настолько он противен мне. Но это говорит только об одном: значит, ты действительно сделал хорошую работу.

Капитан Врунгель, герой всем известного мультфильма, говорил: как корабль назовешь, так он и поплывет. Как, на ваш взгляд, название книги влияет на продажи и успех у читателей?

Рой: Да, абсолютно точно вы это подметили, это даже не влияет, это, как говорят, основополагающий фактор вообще ликвидности твоего продукта – уж простите, что я про книгу так говорю, но у нас издательские дома – это коммерческие предприятия, которые хотят с каждой книги, что бы там ни было написано, извлечь прибыль. И их прибыль зависит от многих факторов: яркость обложки, постановка книги на полку, анонсы, скандал вокруг автора, что-то еще. То есть все время придумываются все новые и новые инструментарии, чтобы продавать книгу хорошо. И один из инструментариев – это название. Просто так сложилось, что, когда я что-то предлагаю свою, то издатели говорят: ну, Рой предложил. Просто есть имена авторов, и читатель когда приходит в магазин, он смотрит на две вещи – новинка и автор, а название все равно. Просто я уже прошел ту стадию писательскую, временную, когда люди подходили к полке, смотрели, например, роман «Старьевщица», и говорили: я не возьму книгу, потому что «Старьевщица» – странное название.Я это прошел, теперь читатель приходит и говорит: «О, Олег Рой, новая книга. Как называется? Да неважно, как называется, главное – новая».

Вы пишете как для взрослых, так и для детей. А кто, на ваш взгляд, более требовательный – ребенок или взрослый? Кого сложнее удивить?

Рой: Вы знаете, удивить сложнее самого себя, что последняя страница рукописи закрыта и ты удивленный такой: я смог! Недавно я был на одном из литературных форум, огромное количество совершенно потрясающих имен, крутые писатели рядом. Не буду говорить его имя, но он тоже сидит такой весь писатель-писатель, к нему никак не подойти. Просто от него так и веет гонорарами, тиражами, премиями и всем остальным. К нему же не подлезть – он величина. Послушайте: ВЕ-ЛИ-ЧИ-НА. И вот он все время сидит так, что у него роман в голове. А девочка молоденькая, корреспондентка, она его увидела и у него аж блокнот начал трястись. Она ему говорит: «Послушайте, скажите, пожалуйста, вам часто задают этот вопрос, но я вам его тоже хочу задать вам, величине, глыбине, так сказать: вам трудно писать для детей?». Он говорит: «Невыносимо трудно, очень трудно для детей пишется. Понимаете, написать для ребенка – это не только труд, но и ответственность, ты должен это понимать. Конечно, для меня для взрослого написать намного проще, но ребенок, для него писать сложно». И потом эта девочка увидела меня и поняла, что и Рою надо задать этот вопрос. «А вам?» – спрашивает она меня. А меня почему-то это так задело. Я говорю: я сейчас не на ваш вопрос буду отвечать, я сейчас «глыбине» отвечу. Я ему говорю: если вам так сложно писать для детей, зачем вы мучаетесь? Ну не пишите для детей, коль уж вам так сложно! Пишите для тех, для кого вы пишете для души, хорошо, с настроением. Ну вот с таким настроением – «мне сложно писать для детей» – не пишите. ребенок это читать все равно не будет. Ребенка обмануть невозможно. Также как и нашего ребенка, который внутри нас. У каждого взрослого человек никуда не девается ребенок, который в нем продолжает жить.

В 2020 году по вашим произведениям собирались снимать 15 мультфильмов. На какой стадии сейчас процесс и когда можно будет увидеть первые серии?

Рой: Значит, в 2020 году мы объединились такой большой командой и начали говорить, что мы хотим создать довольно большую серию мультфильмов Олега Роя. В прошлом году мы договорились, частично начали искать деньги. И мы запустились в прошлом году. Мы начинаем делать «Супермяу», 52 серии. И в марте я вам покажу первую серию «Супермяу».Сумасшедшая история. Суперкотята, супергерои, суперспособности для наших детишек, когда каждый будет понимать: твоя суперспособность – это круто, здорово, клево. Но дружба, взаимовыручка, хорошее, правильное, нежное и почтительное уважение к взрослому, уважение к самому себе – это главная суперспособность, которая есть у каждого ребенка. Нужно просто ее развивать. Мы в этом году продолжаем делать «Басика», «Малушу», «Контейнеры», «Балеринка», «Атомик», «Звездный детектив Алекс и кругом бегом». Это очень капиталлоемко. Уже сегодня мы понимаем, что это от одного до полутора миллиардов рублей. Это очень большие деньги, я нашел их у инвесторов, нашел компании, которым это интересно. И уже сегодня мы продолжаем думать о следующем годе, какие проекты из оставшихся мы будем реализовывать.

Насколько для вас важно, чтобы книга получила продолжение в кино или в мультфильме?

Рой: Писатель, как актер. Ему нужно признание. И одним инструментариев это признания, это когда продюсеры, великие люди, работающие на каналах, когда они останавливают свой выбор на твоих произведениях и используют их в рамках написания сценария для сериала, для полного метра, для мультипликационных проектов, для мюзиклов, конечно, это радость величайшего размера. Я все время жду, когда появится какой-нибудь монстр, умнейший человек на планете, который возьмет мои тексты, посмотрит на них и скажет: «Ребята, а чего мы Роя до сих пор не взяли? Давайте все его романы соберем. Вот, пожалуйста, 67 романов, нам на 20 лет работы. Мы чего сидим-то? Чего ждем? Быстро к Рою!» Они говорят: «Так он вон там, в предбаннике сидит и четвертый день ждет с рукописями». И всем ведь хорошо!