Адвокат: Развитие цифровизации в России изменит систему взыскания алиментов

20:07 17/02/2021

В 80% разведенных семей есть дети, содержать которых по закону должны оба родителя. Более половины мужчин от уплаты алиментов уклоняются. В чем причины и можно ли заставить бывшего супруга содержать ребенка, телеканалу «МИР 24» рассказал адвокат, кандидат юридических наук Федор Куприянов.

- Почему такая статистика? Не работает система контроля и наказания?

Федор Куприянов: Конечно, контроль и наказание есть, однако взыскивать алименты – обязанность родителей – жены, с которой остались дети. Именно она должна запустить процедуру взыскания алиментов. Если она этого не делает, то государство никак не может отследить. Более того, часто такие супруги говорят, что не хотят иметь ничего общего с бывшим мужем, что деньги его не нужны.

- Когда процедура запущена, есть решение, но бывший супруг не платит. Что тогда делать?

Федор Куприянов: Этот момент есть, но требуются определенные действия от супруга, с которым остались дети. Именно от его действий зависит, будут ему платить или нет. Если говорить вообще о процедуре, то требуется получение судебного акта: это может быть приказ либо решение о выплате алиментов, и это решение необходимо исполнять через приставов. Приказ либо исполнительный лист относятся к приставам, которые начинают разыскивать доход бывшего супруга и взыскивать с него алименты.

К сожалению, приставы часто работают спустя рукава, они часто меняются: можно подать заявление одному приставу, а через два месяца там будет совсем другой человек, который скажет, что не знал об исполнительном производстве. Через полгода появится третий, который скажет, что ему нужно разобраться. Задача у взыскателя – постоянно подталкивать приставов, держать их в тонусе, писать им заявления, звонить, являться на личный прием, интересоваться, что они делают, чтобы взыскать алименты.

Если бывший супруг имеет официальный доход, то здесь более-менее все понятно: приставы отправляют исполнительный лист на работу, уже работодатель обязан отчислять процент с его зарплаты. Если такой отец не работает, то есть проблема. Пристав начнет разыскивать.

- Бывают ситуации, что его находят, но он говорит, что взять с него нечего – ни дохода, ни имущества.

Федор Куприянов: Приставы в данном случае ничего взять с него не могут, это запрещено законом: нельзя отнять последнее жилье, снять одежду, но телефон изъять можно, его могут описать и реализовать, а деньги с продажи перечислить матери. Если такой отец говорит, что он не получает денег, то, как правило, он лукавит, как правило, доход есть, но он его прячет.

Требуется привлечь такого родителя к административной, возможно, уголовной ответственности за неуплату алиментов. Такой механизм есть, реализуют его приставы, однако взыскатель алиментов должен их подталкивать. Он начинает писать приставам, что они не могут взыскать, что отец уклоняется от уплаты алиментов, просит, чтобы его привлекли к административной ответственности. Приставы готовят документы, оформляют протокол и направляют его в суд.

Штрафует уже суд. Штраф небольшой, но несколько раз оштрафуют, а потом приставы могут отправить документы на возбуждение уголовного дела. Здесь возможна судимость – это очень негативные последствия. Многие, как только их начинают штрафовать и пугать возбуждением уголовного дела, говорят, что готовы заплатить.

Есть и другие способы. В первую очередь, это запреты на должника, которые накладывают на него приставы, например, запрет на выезд за рубеж. Часто говорят, что будут искать имущество, списывать его. В России, к сожалению, не работает система, за рубежом это работает. Я знаю ситуацию, когда человек получал кредит на обучение, деньги пришли к нему на счет, он почти перевел их, уже дал распоряжение перевести их в Лондон, чтобы поехать учиться, и вдруг эти деньги были списаны. Он оказался должен, без обучения, но европейские приставы обнаружили, что деньги у него появились, и деньги списали в счет погашения алиментов.

В России пока это не действует, но с развитием цифровизации они смогут отслеживать и появление денег на счетах онлайн: появляется информация, они их списывают. Так же можно говорить о приобретении имущества – они тут же его реализуют. Приобретение билетов на самолеты или поезда – они тут же их аннулируют, деньги забирают себе. Думаю, мы будем ближе к европейской практике.

- Пожаловаться на бездействие Службы судебных приставов можно?

Федор Куприянов: Бездействие можно обжаловать. Нужно писать напрямую их руководителям – это действенный и быстрый способ. Если их начинают покрывать руководители, можно жаловаться в суд на бездействие чиновника, либо писать в прокуратуру. Прокуратура в данном случае переадресует жалобу тому же начальнику пристава. Другое дело, что жалоба придет не от физического лица, а из прокуратуры. Это может его стимулировать к тому, чтобы принять меры и заставить своего подчиненного работать быстрее.

- В России обсуждают создание государственного алиментного фонда, из которого платили бы алименты семьям, где бывший супруг не выполняет финансовые обязательства. Эти деньги надо будет взять с нерадивого супруга. Не расслабит ли это таких супругов?

Федор Куприянов: Может расслабить. Но здесь будет действовать немного другой механизм. Сейчас, когда деньги не поступают, именно бывший супруг должен проявлять активность, жаловаться на приставов, если он ее не проявляет, государство его не защищает, алиментов он не получит.

Однако если ему, можно сказать, будут перечислены государственные деньги, то само государство и представители фонда будут заинтересованы во взыскании денежных средств. Они уже будут иметь прямую связь с приставами, с контролирующими органами. На мой взгляд, их инструментарий по взысканию денежных средств будет шире, он будет более действенным, чем у простой матери, которая ничего не понимает, не видит разницы между судом и прокуратурой, может ходить не в тот орган, что-то требовать, они будут давать отписки, что не властны в данной ситуации. Этих ошибок представители государственного фонда допускать не будут. Механизм сможет работать лучше.