«КовиВак»: особенности третьей российской вакцины от коронавируса

15:31 20/02/2021

В России зарегистрировали третью вакцину от коронавируса – «КовиВак». Чем этот препарат отличается от других российских разработок, телеканалу «МИР 24» рассказал заведующий лабораторией НИИ вакцин и сывороток им. Мечникова Михаил Костинов.

- Известно, что для изготовления этого препарата был использован цельный убитый вирус. Что это значит?

Михаил Костинов: Эта технология старинная, это классическое построение вакцин, когда берется целый вирус, как он есть, его по специальной технологии убивают, то есть он не может вызывать болезнь, но зато при введении в организм человека он способствует формированию антител.

Короткий пример – вакцина от полиомиелита. Есть живая – капли в рот, а есть вакцина убитая, которая делается подкожно или внутримышечно. Убитая вакцина разрешается даже пациентам с ВИЧ, с раком, с самыми тяжелыми заболеваниями. Но при этом формируется гуморальный иммунитет, который способен защитить от вирусной инфекции, как и другие вакцины.

- Иммунитет воспринимает этот вирус как вирус, реакция идет?

Михаил Костинов: Реакция идет, но по другому пути.

- При изготовлении «КовиВака» использовали вирус, образцы которого брали у разных людей, а потом решали, с каким именно образцом удобнее работать?

Михаил Костинов: Конечно. Всегда выбирается тот вирус, который можно выращивать, потом его убивать, вырабатывать вакцину, чтобы технологический процесс был, что можно производить много в то же время вирус при убивании должен оставлять свои характеристики, чтобы вырабатывать антитела к нему.

- Насколько большое значение имеет, какой штамм вируса попадает в работу к ученым?

Михаил Костинов: Всегда подбираются штаммы, которые являются более патогенными, чтобы взять самый ядреный вирус, чтобы его убивать, чтобы появлялась хорошая вакцина. Есть разные штаммы, хотя все зависит от технологии. Всегда для вакцин, для опытов мы подбираем определенные штаммы, против них вырабатывается иммунитет, которые могут защитить от других штаммов аналогичных из этой группы, которые циркулируют на территории страны или всей планеты.

Вакцина делается не только для России, а для всего мира. Считается, что иммуногенность этой вакцины отличается немножко по другому принципу, здесь будет формироваться немножко другой иммунитет – не к определенным частям вируса, а к целому вирусу.

- «КовиВак» должен работать против всех штаммов?

Михаил Костинов: Конечно, вакцины создаются для формирования иммунитета к определенным разновидностям вируса. Мы сейчас вырабатываем иммунитет к SARS-CoV-2. Чтобы разработать другую вакцину, надо, чтобы полностью менялась структура вируса – хотя бы пять- десять процентов вируса должны быть иными. Тогда вакцины сегодняшние могут быть неэффективными. Пока мутации находятся в пределах той, которая допускается – каждые две недели новые разновидности. Но это не означает, что вакцина не защищает, она защищает.

Даже если будет меняться вирус, международное название будет другим, все равно люди, которые получают эту вакцину, могут заразиться, но тяжелых осложнений или смертельных исходов не должно быть, потому что вакцина дает иммунитет ко всему вирусу.

- Первые две российские вакцины двухкомпонентные. «КовиВак» – достаточно одной прививки?

Михаил Костинов: Две дозы делают все производители, потому что после первой дозы всегда формируется не стопроцентный иммунитет – где-то 60 – 70%. Чтобы сделать 100% иммунитет, делается две дозы. Но сейчас обсуждается в мире, что, может быть, придется делать одну дозу, чтобы сначала формировать иммунитет массовый, чтобы хватало вакцины для охвата, а потом вакцинацию делать через месяц, полтора или два. Может быть, в будущем будет меняться тактика.

Китайцы рекомендуют вводить однократно, но они дают эффект иммунитета 62 – 65%. Могут не отвечать какие люди? Те, которые имеют дефекты иммунной системы. Даже если у человека не найдутся антитела, остаются другие механизмы, меняется организм, потому что водится вакцина, и эти защитные свойства могут работать при попадании вируса.

- Создатели «Спутника V» обещают иммунитет минимум на два года. Создатели «ЭпиВакКороны» говорят об иммунитете примерно на год. Сколько будет работать иммунитет после вакцины центра Чумакова?

Михаил Костинов: Этого тоже никто не знает, это теоретически. Жизнь покажет. Те, кто вакцинировался осенью, у них будут смотреть осенью – есть иммунитет или нет. Отсутствие антител не означает, что человек не защищен от инфекции. Понятно, при введении вакцины исследуются Ig G антитела, но помимо этого формируется клеточная память. Ее еще никто не изучал до конца. Когда пройдет год – полтора, можно сказать, что антител нет у человека, но зато при встрече с антигеном возвращается клеточная память, и организм защищается.

Сколько сохраняется иммунитет, никто не знает. Каждый производитель дает примерно, что может быть, а практика покажет.

- Какие побочные эффекты возможны?

Михаил Костинов: Это трудно сказать, потому что пока никто не сравнивал одну группу людей. Изучается независимо, это не производитель делает исследование. И дальше изучается, что может быть. Реакции естественны. Что может чувствовать человек? Дискомфорт, особенно, если ты боишься инъекции, сделаешь и, может быть, упадешь. Это естественный процесс.

Может быть температурная реакция, потому что каждый организм борется с антигеном, как Бог дал. Считается температурная реакция до 38 – 38 с чем-то – это вариант нормы. Может быть покраснение и болезненность в месте укола – сохраняется пару дней. Третья реакция – дискомфорт. Вроде жарко – вроде холодно может быть пару дней, может быть боль в мышцах. Это встречается при каждом препарате. Какая вакцина мягче будет, это практика покажет. Когда будут независимые сравнительные аспекты по оценке переносимости, будет истина.

- Зачем России столько вакцин?

Михаил Костинов: Вся планета приступила к разработке вакцин. Какая будет лучше, пока никто не знает. Пока доказано одно – все вакцины, которые выпускаются, иммуногенны и безопасны. Если она не соответствует международным критериям ВОЗ, значит, вакцина не может выходить. Что будет дальше, жизнь покажет. Может быть, будет одна вакцина для стариков, другая – для детей, третья – для беременных, может быть, это придется делать однократно, может быть, будут различные схемы, когда будет первая доза одной вакциной делаться, а вторая – другой.