Бортовое питание в кыргызстанском аэропорту «Манас» подтвердило международный стандарт качества. Эти обеды подают как на пассажирских самолетах, так и на спецрейсах для первых лиц государства. О воздушном меню и кулинарных секретах расскажет корреспондент «МИР 24» Бекмамат Асанбеков.
Войти в цех бортового питания может только абсолютно здоровый человек. Посетителей просят заполнить анкету о самочувствии. Если есть насморк или даже небольшой порез, могут отказать.
На кухне чисто, как в операционной. И сотрудники, как хирурги, работают с высокой точностью. Каждая булочка, например, весит ровно 33 грамма. Причем меню у разных авиакомпаний свое. Вдобавок есть спецпитание – для диабетиков, постящихся и вегетарианцев. Самый богатый набор для пассажиров бизнес-класса.
«Для бизнес-класса мы готовим блюда из рыбы ценных пород – семга, форель. Мясо тоже берем качественное. Готовим из бон-филе, вырезки. Все питание мы стараемся приготовить и оформить так, чтобы было вкусно и красиво и для эконом-, и для бизнес-класса», – отметил технолог Георгий Ногай.
Особенное меню и у пилотов. Им готовят отдельно. И здесь секретов много. Макароны специально не доваривают. Их доведут до готовности уже на борту самолета, во время разогрева. И еще высокая во всех смыслах кухня требует особого подхода. На высоте более 10 тысяч метров вкусовые рецепторы человека притупляются. Поварам приходится импровизировать.
«Меньше специй, меньше соли. Чтобы человек мог досолить, доперчить уже на борту», – сказал Георгий Ногай.
Все повара в хиджабах. Но это не религиозное предпочтение, а профессиональное требование. Волосы должны быть тщательно убраны. Также здесь запрещена стеклянная посуда. Осколки в еде – это грубое нарушение.
Такая образцовая работа позволила команде подтвердить международный стандарт качества. Этот документ получить непросто. Но он необходим, особенно при обслуживании иностранных авиакомпаний. Большинство из них имеют свои воздушные кухни, но если надо, закупают и местные обеды.
«У питания есть определенные сроки годности. И если срок годности выходит и питание становится небезопасным, они заказывают еду у нас. В тех случаях, когда происходят задержки рейсов, по техническим причинам, по погодным. Тогда мы поставляем им на борт питание», – сказала директор Центра бортового питания Салтанат Джолдошпаева.
Охрана сопровождает еду до самолета. При въезде на перрон еще одна проверка. Служба безопасности должна убедиться, что под видом обедов на борт не пронесут запрещенные вещества.
Специальная машина с подъемником доставляет контейнеры прямо на порог бортовой кухни.
Погрузка контейнеров проводится за полтора часа до вылета самолета. Сорвать пломбы имеет право только старшая бортпроводница. С того момента, как еда окажется на борту самолета, работа центра бортового питания считается завершенной.
За сутки Центр бортового питания может накормить пять тысяч пассажиров. Из-за коронавируса многие авиакомпании Кыргызстана отменили обеды во время полета, поэтому сейчас кухня загружена всего на 20%.