В Казахстане все больше модников предпочитают национальную кожаную обувь. Такие сапоги носили еще несколько лет назад. Они не только спасали от зимних холодов в степи, но и помогали удержаться в седле. Почему сейчас к ним такой интерес – выясняла корреспондент телеканала «МИР 24» Александра Салмина.
Если бы не высокие сапоги, ноги были бы стерты в кровь. Без такой защиты в жамбы ату не обойтись. Это национальная стрельба из лука, где мишень нужно поразить верхом на коне.
Сапоги «коксауыр» классического кроя. Культуру предков в них выдают разве что орнаменты. А кочевники много ходили в степях по бездорожью. Чтобы не спотыкаться и не падать, придумали особую обувь.
Сейчас сапоги с изогнутым носком шьют только на заказ. Сначала детали рисуют по лекалам, затем вырезают и сшивают. Проработать каждый изгиб и узор. В древности казахские мастера справлялись без клея и машинок. Причем, правого и левого сапога не было. Обувь периодически переодевали с одной ноги на другую. Так они почти не снашивались и дольше служили.
Это уже последний этап в работе затяжка. Мастеру придется трудиться около шести часов.
«Здесь его надо растягивать, чтобы он лег по форме, по своей форме. Это дольше и усилий больше уходит», – показывает затяжчик обуви Акижан Жанжигитов.
Всего у мастеров на одну пару сапог уходит два дня. Обувь еще должна сесть и высохнуть. Но ради эксклюзивного изделия из натуральной кожи стоит подождать, говорит Асель Омурбекова. На стеллажах ее магазина почти сотня пар. Мокасины, туфли, балетки, ботильоны. Каждую модель придумала сама.
А еще пять лет назад Асель стеснялась продавать свою обувь. Над ней смеялись из-за того, что дизайнер использовала национальный орнамент. Но она знала: скоро этно-сапоги полюбит весь Казахстан. И национальный колорит снова в моде. А в ее мастерской шумно, как на базаре.
Обувь Асель Омурбековой с удовольствием носят и знаменитости. Например, в туфлях, которые она изготовила, выступает певец Димаш Кудайберген, а ботильоны с орнаментами носит народная артистка Роза Рымбаева.