Игра в кармане: нижегородские изобретатели сделали электронный кубик с головоломками

16:22 22/03/2021

Изобретатели из Нижнего Новгорода получили награду на выставке электроники CES-2021. Их игровая консоль стала сенсацией. Что в ней необычного, чем она отличается от аналогов и что будет с разработкой после получения престижной награды, телеканалу «МИР 24» рассказал изобретатель Илья Осипов.

- Расскажите о выставке CES-2021, почему признание на ней считается большим достижением?

Илья Осипов: Выставка потребительской электроники, которая проходит в Лас-Вегасе раз в год, это крупнейшее электронное шоу, где крупные корпорации и мелкие компании показывают свои электронные новинки. Эта выставка считается профессиональной, там достаточно дорогой вход, там очень много журналистов. Наверное, это самая крупная выставка в мире в Западном полушарии, аналогичные по величине есть только в Азии.

Игрушки нашего детства

Мы как стартап участвовали в ней второй раз, первый раз был у организаторов новый формат из-за коронавируса – они сделали эту выставку онлайн. До этого выставка занимала половину города, настолько она огромная, выделиться там было очень сложно. Мы в позапрошлом году участвовали с ранними прототипами, на нас мало кто обратил внимание – мы были в уголке среди стартапов.

Известные бренды строят огромные павильоны, делают шоу, естественно, привлекают много внимания. В этом году все участники были в виде каталога на сайте, а мы подали на приз CЕS-2021, мы его выиграли. Мы выиграли в номинации «Игровой девайс» – получили второй приз, и для победителей сделали отдельную категорию онлайн. Естественно, все журналисты стали заходить в категорию победителей, и вдруг мы получили огромное внимание СМИ, мы четыре дня в Zoom отвечали на вопросы журналистов онлайн, очень много внимания.

- Что за игровая консоль, на что она способна?

Илья Осипов: Это одно устройство, состоящее из восьми электронных компонентов, которые между собой взаимодействуют в режиме «одноранговая сеть». Важно, что получилось устройство, на котором можно играть. Наш куб базируется на идеях Эрне Рубика и Ларри Николса – американского изобретателя аналогичного кубика Рубика. Мы лишь добавили компьютерную начинку и дисплеи. Наш вклад – мы написали игры, некоторые из них абсолютно уникальные. Получилось, что на поверхности кубика можно играть в игры пазлоподобные, головоломочные, где надо включать мозг.

Получилось очень интересно. Есть несколько игр, которые очень липкие, и в них хочется продолжать играть.

- Я видела ваш снимок с серебряной медалью Edison Awards-2020. Награда связана с созданием консоли?

Илья Осипов: В США есть конкурс для изобретателей, мы получили серебряную медаль в 2020 году, отправив прототипы на конкурс и описание. Это очень большая заслуга. На национальном уровне в США это крупное достижение. Из-за пандемии отложили официальное вручение, оно будет в апреле этого года. Я даже получил персональное приглашение, очень лестно.

- Как появилась идея трансформировать кубик Рубика в игровую консоль?

Илья Осипов: Автором исходной идеи является мой сын Савва. Он родился в Нижнем Новгороде, но растет в США. Мы с ним занимались электроникой, как-то гуляли в Сан-Франциско, обсуждали. Интересная тенденция – раньше были часы механические, электронные – сейчас это компьютер, раньше был телефон – сейчас компьютер, раньше в машине была магнитола и GPS – сейчас это превратилось в компьютер. В компьютер постепенно превращается все – и телевизор, и печатная машинка. Он говорит: «Давай из кубика Рубика сделаем игровое устройство, там экран будет со всех сторон, и герои будут по экрану перебегать с одной части на другую, нужно будет ими управлять, это будет интересно». Я дня три думал над этой идеей, а потом позвонил своему другу – патентному юристу, и мы начали с ним патентный поиск – стали искать, придумал ли это кто-то до нас или нет. Когда мы поняли, что это раньше никто не создавал, через три месяца после идеи (сыну в это время было 12 лет почти, это было в 2016 году) я подал первый патент.

Он долго находился на рассмотрении – мы получили его только спустя три года. Сейчас мы получили его в США, в Японии, в Австралии, в некоторых странах на рассмотрении – у нас такое мировое изобретение. Я собрал команду, и мы начали его строить.

Был симпозиум, на который нас пригласили, и был питч от нашего стартапа, представлял нас Савва, в зале были серьезные фонды, дяденьки, и ведущий сказал, что это самый молодой предприниматель в истории форума в Силиконовой долине. Он из одного из изобретателей переместился в презенторы компании, и него это очень хорошо получается – он не боится сцены, хорошо питчит.

- Что было самым сложным в работе над консолью?

Илья Осипов: Как говорил Станислав Лем, каждая развитая технология неотличима от чуда.. Сейчас, если показываешь девайс, он такой чудесный, блестящий, на нем игры запускаются, но нам пришлось его полностью построить с нуля. Мы прошли очень большой путь, у нас большая команда – больше всего у нас инженеров и программистов в Нижнем Новгороде, на втором месте Москва, еще несколько инженеров в Китае. Думаю, что нам удастся запустить массовое производство. В первый год будет всего лишь 10 тысяч штук произведено, летом этого года будет первая партия.

- Стоит ли ждать новых изобретений?

Илья Осипов: Честный ответ – нет, потому что дефокусироваться очень не хотелось бы. Дело требует не 100 процентов времени, а 150. Не по восемь часов в день работаем, а значительно больше. Параллельно возникают некоторые изобретения, в частности, я разработал несколько механических головоломок, просто я продал права на них игрушечным компаниям, чтобы не тратить собственное время на бизнес-составляющие.