Драгоценности без издержек: ЕАЭС создает общий рынок ювелирных изделий
14:13 30/04/2021Казахстан ратифицировал соглашение об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках ЕАЭС. Зачем Союзу общий рынок драгоценных камней и ювелирных изделий, телеканалу «МИР 24» рассказал министр ЕЭК по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям Гегам Варданян.
- Когда аналогичные соглашения были ратифицированы другими государствами и что будет дальше?
Гегам Варданян: Важно, что подобное соглашение стало интересным. Здесь важная роль государств-членов, ведомств, которые работали над соглашением, ведомств внутри комиссии, парламентариев – это большой шаг в сторону общего рынка.
По странам в середине 2020 года ратифицировали Россия, Беларусь, в январе – Армения и Кыргызстан. Казахстан тоже ратифицировал. Как только мы получаем официальную информацию, в течение 10 дней соглашение вступает в силу. Само соглашение дает возможность признавать пробирные клейма друг друга, соответственно, регуляторка будет работать в сторону общей. Обширная работа, которая соглашением предусмотрена.
- Каким глобальным вызовам отвечает общий рынок?
Гегам Варданян: Сейчас мы говорим о признании пробирных клейм друг друга. Подобное соглашение приводит к тому, что появляется большая кооперация внутри рынка. Мы знаем, что есть большие традиции в наших странах по ювелирному направлению. Эта кооперация будет приводить к большему сотрудничеству, возможностям и экспортному потенциалу, развитию внутреннего рынка.
Это шаг, который даст возможность организациям наших стран выйти на новый уровень внутри Союза и в рамках кооперации, которая будет возникать, выходить на третьи рынки с большими знаниями и традициями.
- Соглашения подписаны премьер-министрами стран евразийской пятерки еще в 2019 году. Заработает это сейчас. Почему произошла отсрочка?
Гегам Варданян: По ратификации отсрочки нет – это нормальный процесс. Само соглашение было готово в 2019 году, прошло примерно полтора года, чтобы ратификация прошла. В странах разный процесс самой ратификации.
Например, такое же примерно соглашение по Венской конвенции ЕС, которое в 1972 году было принято, по сути, вступило в силу в 1975. Если учесть, что в 1972-м не было столько стран в ЕС (было шесть стран), а в соглашении участвовало четыре, это нормальный процесс, достаточно быстро страны в этом направлении работали, и это связано с тем, что кооперация на достаточно высоком уровне.
- Соглашение о ювелирном рынке похоже на аналогичное, действующее в ЕС?
Гегам Варданян: Когда само соглашение готовилось, мы работали над тем, чтобы оно учло лучшие практики. Например, практика обзорных групп, когда они едут в страны, смотрят, как работают пробирные палаты, регуляторику. Это дает возможность в рамках лучших практик получить хорошее соглашение, которое является шагом в сторону общего рынка.
- Что получат покупатели?
Гегам Варданян: Покупатель о чем думает? Основные параметры, как он будет смотреть, выбирать, помимо эмоциональных: цена, качество, ассортимент. Вопросы вкуса – это другая тематика. Если мы берем эти три параметра, сам процесс клеймения – достаточно сложный, это время. Производитель одной из стран проходит пробирование внутри своей страны, далее, когда перевозят в другую страну Союза, тоже должно пройти пробирование. Нужно еще отшлифовать, чтобы все имело товарный вид. Это временные затраты, это стоит определенных средств. Получается, если мы берем по цене для потребителя, то она ниже, потому что издержки уходят: нет временных затрат, нет оплаты дополнительной на пробу – потребитель выигрывает.
Второе – вопрос качества. Он точно знает, если проба стоит, то это гарантирует качество, потому что соглашение все регулирует. И третье – не весь ассортимент стран представлен друг у друга, потому что этот процесс дополнительного пробирования сложен.
- Кто-то из предпринимателей просто не пойдет на это…
Гегам Варданян: Да, а сейчас ассортимент должен вырасти, потому что автоматически после пробирования в своей Палате можно выходить на рынки соседей, партнеров. По трем показателям, которые потребитель обычно смотрит, должно быть очевидное улучшение.
- Какова статистика оборота ювелирных изделий на сегодня? Каков прогноз с учетом соглашения?
Гегам Варданян: Мы смотрим статистику и видно, что она не соответствует потенциалу, традициям, возможностям, которые есть у наших стран. Оборот фиксируется от 30 млн долларов. В то же время ввозится порядка 550 млн долларов, экспортируется порядка 700. Это цифры до пандемии. Оборот мирового рынка – 350 млрд. Для нас очевидно, что потенциал внутреннего рынка не используется. Мы видим, что есть большие возможности на мировом рынке: в какой-то стране очень хорошо работают с металлом, где-то работают с камнями лучше, добыча всего есть.
Такие вопросы, связанные с регуляторикой, с пробированием, помогают, чтобы различных проблем на пути кооперации не было. Мы идем этим путем. Это даст возможность, чтобы в рамках мировой статистики и статистики внутреннего рынка у нас был показатель получше.
Читайте также:
- Золотой экспорт: Россия и Беларусь создают общий рынок электронной торговли «ювелиркой»
- Полиция изъяла драгоценности, похищенные колумбийцем в Казани во время ЧМ-2018
- Новые больничные и маркировка ювелирных изделий: нововведения в России с 1 декабря
- Обязательная маркировка ювелирных изделий начнется в России с 1 января 2021 года
Подробнее в сюжете: 10 лет ЕАЭС