В НИИ им. Пастера рассказали об особенностях теста на клеточный иммунитет

16:11 30/04/2021

В России разработали первый в мире тест на определение клеточного иммунитета к COVID-19. Как быстрый и дешевый тест поможет в борьбе с коронавирусом, телеканалу «МИР 24» рассказал академик РАН, директор Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера, доктор медицинских наук, профессор Арег Тотолян.

- Что такое клеточный иммунитет и чем он отличается от иммунитета, который возникает после болезни?

Арег Тотолян: То, что надо контролировать иммунитет к коронавирусу, уже практически все знают, но на сегодня наиболее распространенный показатель – это уровень антител, который отражает состояние гуморального иммунитета. Существует и клеточный иммунитет – это разная популяция клеток – Т-лимфоциты, В-лимфоциты, киллерные клетки, клетки памяти и другие – все не перечислить, для этого нужно прочитать курс иммунологии, что сейчас исключено, но уже установлена и в эксперименте, и по результатам научных исследований очень важная роль клеточного иммунитета. Такого универсального теста, который был бы приспособлен именно для диагностики, для рутинных исследований по оценке специфического клеточного иммунитета, пока нет.

Первое полугодие этого года у нас ушло на разработку такого теста. Как говорят, все новое – хорошо забытое старое. Я думаю, все знают, что такое реакция Манту, туберкулиновый тест. Это то же самое, только вместо туберкулина, вместо антигена для микобактерии туберкулеза вводится другой антиген, который характерен для актуального штамма коронавируса. Вводится не сам коронавирус, не его фрагменты, а сделан гибридный белок, из наиболее важных, наиболее интересных для иммунной системы участков коронавируса. Такой белок водится внутрикожно, ставится кожная проба. Через 72 часа проводится оценка – это срок максимального ответа клеток на подобный антиген.

- Зачем нужен быстрый тест на клеточный иммунитет?

Арег Тотолян: Сейчас мы переходим к этапу испытаний теста. Если он получит путевку в жизнь, у нас будет удобный инструмент для отбора лиц, которым показана или вакцинация, или ревакцинация. Если мы исходим из того, что приобретенный иммунитет в результате перенесенного заболевания не пожизненный, а его периодически надо будет восстанавливать, тогда потребуется ревакцинация, и кожный тест будет работать на выполнение этой задачи.

- Где его планируется использовать?

Арег Тотолян: Он очень простой. Если вы вспомните реакцию Манту, ставится это в обычном процедурном или прививочном кабинете. Для постановки достаточно среднего медперсонала, а учет и регистрацию через трое суток правильнее, чтобы проводил врач, потому что важно не только зарегистрировать положительную или отрицательную реакцию, надо сделать правильные выводы – что за этим следует: показана вакцинация или нет необходимости.

- Насколько он безопасен?

Арег Тотолян: Пока что он абсолютно безопасен. Испытания, которые уже были частично проведены, носили ограниченный характер. В науке так заведено, что тот, кто что-то разработал, испытывает, прежде всего, на себе. Разработчики этого теста решили соблюдать научные традиции, в марте у нас были проведены на добровольцах такие ограниченные испытания, а добровольцами выступали разработчики. Мы убедились в том, что он абсолютно безопасен, но теоретически мы не можем исключать ограничения применения этого теста при системных аллергических реакциях, в острой фазе инфекционных заболеваний, аллергических, аутоиммунных. Это все потенциальные противопоказания.

Нюанс заключается в том, чтобы окончательно их сформулировать. Именно для этого необходимо провести полномасштабные испытания, которые будут предшествовать регистрации теста.

- Иностранные коллеги заинтересовались этой разработкой?

Арег Тотолян: Нет. У меня нет таких сведений, но пока об этом преждевременно говорить. Мы будем готовы это обсуждать только после того, как тест будет зарегистрирован в Российской Федерации.

- В мире есть подобные разработки? Насколько они похожи на вашу?

Арег Тотолян: Что касается кожного теста, я не видел и не слышал. Что касается оценки клеточного иммунитета, разработки более простых методов оценки клеточного иммунитета, да, такие исследования проводятся, в том числе у нас в стране. На этапе разработки существуют тест-системы, но пока зарегистрированных тест-систем я не видел.

- На какой стадии испытаний тест находится сейчас? Какие еще предстоят?

Арег Тотолян: Это полномасштабные испытания. Тест разработан, разработчики убедились в том, что он работает, информативен. Когда мы пробовали на себе, мы оперировали тем ресурсом, который есть у наших сотрудников. Некоторые болели, некоторые провакцинировались «ЭпиВакКороной», некоторые не болели и не вакцинировались. У нас были все необходимые три группы. Такие ограниченные испытания уже проведены, это нам дает уверенность в правильности пути, который мы выбрали – сами себе мы доказали. Теперь нам остается доказать остальным. Для этого необходимо провести широкомасштабные испытания по биобезопасности, включая испытания на экспериментальных животных, а потом испытания клинические. Только после этого можно будет подавать на регистрацию.

- Когда первый в мире тест на клеточный иммунитет будет использоваться повсеместно?

Арег Тотолян: Ответ понятен – как минимум, нужна регистрация. Когда он будет зарегистрирован, это гадание на кофейной гуще, потому что разработать гораздо легче, чем зарегистрировать, и это правильно. Главное требование – это безопасность. Все эти условия неслучайны. Если все будет развиваться так, как мы запланировали, я надеюсь, что осень такая регистрация вполне возможна.