Легенды Великой Отечественной. В 1941-м в разгар Битвы за Москву по приказу Сталина над городом совершили «воздушный крестный ход» с иконой Казанской Божьей Матери. Ученые настаивают, что это всего лишь исторический вымысел. Но факт остается фактом – нацисты так и не смогли взять столицу Советского Союза. Иконы всегда были одними из символов побед и неприступности России. Некоторые из них хранятся в музее изобразительных искусств Татарстана, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Деркач.
Малоизвестный Айвазовский, третье по величине собрание полотен Шишкина, произведения русского авангарда. Музей изобразительных искусств Татарстана – одна из крупнейших сокровищниц России.
«Наш музей является поистине уникальным местом. У нас собрано больше 25 тысяч единиц хранения», – рассказал старший научный сотрудник государственного музея изобразительных искусств Татарстана Андрей Минаев.
О пути русского христианства из Москвы на Волгу расскажут две иконы. Незадолго до похода на Казань войско Ивана Грозного заложило на реке Свияге град Свияжск. А в нем – первую деревянную церковь – Троицкую. Сегодня это единственный памятник средневекового зодчества в Поволжье.
«Это единственные древние иконостасы, которые сохранились на территории Татарстана. Единственные. Им цены нет. Здесь сложилась своя школа. Сочетание цветов. Вот такой вот фон. Розовый и травянисто-зеленый. Прямых аналогий им нет», – рассказала хранитель древне-русского собрания Государственного музея изобразительных искусств Татарстана Вера Немтинова.
Древние иконы Казанской Божьей Матери напоминают о чуде обретения одной из главных православных святынь. После разрушительного пожара 1579 года в пепелище откопали нетронутый огнем образ Богородицы.
«Значение Казанской иконы Божьей матери – это мировое достояние. Не только русского народа», – рассказала Вера Немтинова.
На иконы хранители музея стараются даже не дышать. Любое прикосновение для старины убийственно. После выездных выставок полотна отправляют на реставрацию. А некоторые шедевры из-за плохого состояния так и хранят в запасниках.
«Время сделало свое дело конечно. Вы видите – волнообразная поверхность. Наши реставраторы и хранители делают все для того, чтобы уменьшить вот это движение древесины», – отметила директор государственного музея изобразительных искусств Татарстана Розалия Нургалеева.
Три года назад в музее провели масштабную реконструкцию. В особняке обновили кровлю и фасад, отреставрировали 16 каминов и лестниц. Но самое главное – создали условия для сохранения культурного наследия.
Музей изобразительное искусств Татарстана – теперь один из самых современных в России. Уникальная система хранения экспонатов позволяет в буквальном смысле остановить время. Старинные иконы больше не разрушаются от света и влажности воздуха. Такие технологии для региональных музеев – редкость.
Ученые подсчитали: из всех произведений, созданных художниками, через 100, 200, 1000 лет остается всего 7%. Витрины с климат-контролем помогают замедлить процесс разрушения. Стоимость одной такой витрины – 200 тысяч рублей. Для большинства музеев это непозволительная роскошь.
«Больше не будет объектов 16 века. Не будет таких икон. Это уже все что осталось. Я бы мечтала, чтобы все музеи России пришли вот в такое состояние, как наш музей», – рассказала Розалия Нургалеева.
После реставрации в галерее изменилась даже акустика. Теперь там проводят живые концерты. Во время исполнения классики зрители видят проекции картин из собрания музея.
Читайте также:
- Мирзиеев подписал закон об ужесточении наказания за разрушение памятников
- «На месте города должно было образоваться озеро»: как битва за Москву разрушила планы Гитлера?
- В Дербенте обнаружили фрагмент киота для иконы святого Александра Невского
- ФСБ: Задержаны похитители иконы из Валдайского монастыря, подаренной президентом
Подробнее в сюжете: Выставка-форум «Россия»