30 лет назад в эфир вышла программа «Вести»

07:37 13/05/2021

Журналисты ВГТРК сегодня отмечают юбилей. 30 лет назад в эфир вышла программа «Вести». Впервые это были не идеологически выверенные сводки новостей, а реальные события. Можно сказать, что с этого момента в стране появилась настоящая информационная журналистика. Подробности узнавала корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.

Резво, на всех порах. С русской тройкой лошадей в эфир ворвалось телевидение новой России. Как раз накануне распада Советского Союза. «Вести» пришли на смену Центральному телевидению. В руководстве оказались уже опытные Олег Попцов, Анатолий Лысенко, Олег Добродеев. Новости изменились и по содержанию, и по форме. Их начали вести не дикторы, а журналисты.

Импровизации в эфире соответствовали ситуации в стране: перестройка, гласность, парад суверенитетов. Боевое крещение у корреспондентов ВГТРК прошло уже в августе 1991-го. Когда по главному каналу показывали «Лебединое озеро», все новости большой страны зрители «Вестей» узнавали в прямом эфире.

«Часть работы – сел и полетел. Северный Кавказ, так Северный Кавказ. Северная Ирландия, так северная Ирландия. Или другая ужасная точка, а завтра веселая съемка. В этом кайф работы на ТВ. И в этом кайф работы над программой «Вести». Никогда нет узкого взгляда. Она всегда смотрела на мир и на страну. Надо? Поехали», – рассказал руководитель программы «Вести в субботу» Сергей Брилев.

Сергей Брилев пришел на ВГТРК из газеты. И почти сразу командировка – Чечня. География работы у вестевцев и сегодня – весь земной шар. Даже если это самые опасные точки на планете.

«Съемочная группа в зоне боевых действий должна уметь водить машину, колоть дрова, снимать репортаж, монтировать его, знать язык, уметь оказывать медицинскую помощь», – поделился Евгений Поддубный.

«Я когда начал смотреть первые верстки «Вестей», приходил в ужас. Катастрофа полная. Ломается, взрывается, берут в заложники, воюют. Для меня это было сложно, но при этом я понимал, что «Вести» – это замечательно сложенный и потрясающий институт информирования общества», – сказал председатель ВГТРК 1998 – 2000 г. Михаил Швыдкой.

«Вести» стали первой программой, у которой появились филиалы практически в каждом регионе страны и корпункты по всему миру – в Нью- Йорке, Лондоне, Брюсселе, Риме, Берлине, Тель-Авиве, Пекине и Токио. Коллектив – тоже вся страна. Так исторически сложилось. Среди корреспондентов мало москвичей. В основном работают репортеры из регионов.

«Наша профессия чем хороша? В ней нет блата. Тебе могут выписать пропуск, но как только ты переступаешь порог, блат заканчивается. Либо ты хочешь работать, либо не хочешь. Если можешь, то научат, но если хочешь учиться», – добавил Сергей Брилев.

Для журналистов не бывает обычных новостных выпусков. Иногда это и вовсе испытание для всего коллектива, когда картина меняется каждую секунду. И обо всем нужно рассказать зрителю.

«Мои эфиры – это день крушения «Невского экспресса», день падения польского самолета, «Хромая лошадь» в Перми. В такие дни редакция максимально мобилизуется», – отметил Сергей Брилев.

Личная трагедия вестевцев. То, о чем говорить в эфире было особенно невыносимо, – минометный обстрел под Луганском. Тогда погибли журналист Игорь Корнелюк и звукоинженер Антон Волошин – коллеги, с которыми вместе работали в ньюсруме, ездили на съемки. Память о них увековечили здесь же, в главном здании ВГТРК.

О самом важном и интересном «Вести» рассказывают почти на 60 языках. Это только в России. И на каждом из них находят общий язык со зрителем.

«Я счастлив, что могу поздравить своих коллег с 30-летием. Это хорошее число. Я хочу пожелать им удачи. Все-таки удача у журналистов много значит», – сказал Михаил Швыдкой.