7 июня вступили в силу новые требования к минимальному уровню знаний русского языка, истории и основ российского права для иностранцев, претендующих на работу или проживание в России. Что изменилось в требованиях, телеканалу «МИР 24» рассказал председатель профсоюза трудящихся-мигрантов Ренат Каримов.
- Сертификат о знаниях русского языка, истории России и законов будет действовать три года. Сколько было раньше?
Ренат Каримов: Пять лет.
- В каком объеме надо владеть русским языком, чтобы получить разрешение на работу?
Ренат Каримов: Примерно те же требования, что и были. Если ты хочешь работать, ты должен понимать указания, которые тебе дают на работе, минимально коммуницировать с москвичами и другими гражданами Российской Федерации, уметь вызвать скорую помощь и так далее. К сожалению, есть и знания истории, что не совсем понятно, зачем иностранному гражданину, который приезжает в Россию на работу, знать, когда была Куликовская битва, когда было принято православие, когда закончилось иго татаро-монгольское. Такие требования были раньше, боюсь, что они останутся.
Есть еще требования по знанию российского законодательства. Здесь тоже есть вопросы, потому что, в основном, это вопросы, которые нацеливают на обязанности иностранного гражданина: когда ты должен встать на миграционный учет, если ты обратишься в ФМС, как скоро тебе ФМС ответит.
Нам бы хотелось, как раньше говорилось, прошу рассматривать наше заявление, как официальное в МВД, которое курирует миграционные вопросы, чтобы это были вопросы, которые нацеливали бы мигранта на полезные знания, например, что в России существует Трудовой кодекс, что в нем написано, что продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю. Если это пятидневка, то восемь часов в день. Если вас привлекают к сверхурочной работе, это не должно носить постоянный характер, это должно быть время от времени с согласия иностранного работника, и такая работа должна оплачиваться – первые два часа в полуторном размере, вторые и последующие часы – в двойном; что такое профсоюзы, как можно защитить свои права, вступая или образуя профсоюзы. Это было бы полезнее, чем те вопросы, ответы на которые требуют сейчас от иностранных граждан.
- Насколько велика разница в требованиях по русскому для тех, кто хочет получить разрешение на работу, разрешение на временное проживание?
Ренат Каримов: Есть небольшая градация между разрешением на работу, между патентом и разрешением на временное проживание практически нет разницы. Если человек сдает экзамен на патент, он может допустить одно количество ошибок. Если он сдает на РВП, то другое количество ошибок. Следующий миграционный статус – вид на жительство. Там дополнительные вопросы возникают – открытые.
- Градация касается и остальных экзаменов?
Ренат Каримов: В некоторой степени и остальных. Например, знание истории для оформления патента – можно в половине вопросов ошибиться, а на знание истории для РВП – меньшее количество.
- Как будут проходить сами экзамены?
Ренат Каримов: Это один экзамен – комплексный. На гражданство нужно сдавать только русский язык.
- Задания примерно как на права? Тексты с вариантами ответов?
Ренат Каримов: ЕГЭ.
- Где сдают экзамены?
Ренат Каримов: Сейчас сдают во многих местах. До 7 июня сдавать можно было как в головных центрах тестирования, которых не так много – это российские вузы – МГУ, РУДН, Институт им. Пушкина, в других городах университеты, которым было позволено заключать договоры с локальными центрами тестирования. У одного университета могли быть договоры с сотнями локальных центров тестирования, которые расположены с самых разных городах, в том числе в Якутске, на Сахалине, на Севере, там, где нет вузов.
В связи с новым законом не совсем понятно, как граждане издалека, где-то на стройке в тайге, смогут сдать. Пока речь идет о том, что право принимать экзамены будет принадлежать учреждениям, которые ведут образовательную деятельность, а локальные образовательные центры такую деятельность, как правило, не вели, и которые каким-то образом будут допущены Минобром.
Мы боимся, что у иностранных граждан возникнут проблемы со сдачей экзаменов, потому что локальные центры тестирования принимать их уже не могут, а новые учреждения пока еще не известны.
- За экзамен или пересдачу нужно платить?
Ренат Каримов: Разумеется. Думаю, если бы за него не надо было платить, не было бы экзамена. Ввели пять лет назад эти экзамены. Что изменилось? Стали ли лучше иностранные граждане знать русский язык? Готовятся ли они к тому, чтобы приехать в Россию, и заранее изучают русский язык? Нет, конечно. До настоящего момента это стоило 4900 рублей – оформление, сдача экзамена. Сейчас чуть дешевле, но теперь сертификат будет действовать три года – чаще нужно будет лезть в кошелек трудовому мигранту.
- Но нужно же знать язык, свои обязанности и права?
Ренат Каримов: Это было бы хорошо, но экзамен эту проблему не решает.
- Как сами мигранты относятся к сдаче экзаменов?
Ренат Каримов: Мигранты очень законопослушные люди – они приходят, трясутся, переживают и сдают. Кто не сдают, снова приходят, как к обязанности относятся – не то, чтобы это открывало перед ними возможность что-то новое узнать, потому что 10 -15 вопросов по истории, конечно, не откроют мигрантам глаза на богатую российскую историю. 20 вопросов по основам законодательства не сделают их более грамотными в правовом отношении.
В Москве проблема была решена другим образом – было разрешено Многофункциональному миграционному центру в деревне Сахарово принимать экзамены в упрощенном порядке, там не было устной речи, как экзамены в ГАИ – правильно попасть в нужную кнопку по этим вопросам, и выдавался не сертификат, а документ. Московское правительство паллиативное решение нашло. По этому закону они будут лишены возможности теперь самостоятельно принимать решение – сертификат нужен или достаточно документа, нужно ли придерживаться российских стандартов, или можно ввести московский стандарт.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира