Богатство кочевников. Ими украшали и утепляли жилище, их использовали для ритуалов и шумоизоляции. Они были ценным подарком. Речь о коврах, которые не теряют своей популярности и сегодня. Корреспондент «МИР 24» Александра Салмина познакомилась с искусством казахских мастериц.
Создавать теплые и уютные ковры для юрты Булбул Капкызы научила ее бабушка. Девочке тогда было 11 лет. И она до сих пор любит национальное прикладное искусство и станок ормек.
«Вот эта работа мне очень дорога. С большой теплотой храню. Это первое мое самостоятельное рукоделие. Лет 15 мне было, когда создавала его», – отмечает мастерица.
Бубул-апа по профессии бухгалтер. Сидя за очередным отчетом, поняла, что хочет заниматься творчеством. Так вернулась к любимому занятию. А позже и заказы стали поступать. Сейчас может соткать любой ковер. Этот, к примеру, безворсовый. Для него нужен вертикальный станок.
«Очень тонкая работа. Нити из натуральной шерсти, но они нежные, не терпят грубого обращения. Кстати, только кажется, что коврик маленький получится, это всего лишь небольшой пазл. На создание стандартного ковра 3 на 2 метра уходит от 3 до 6 месяцев», – рассказала мастер прикладного искусства Булбул Капкызы.
За работой сидит по 8 часов. Рядом с ней за станком – невестка и внучка. Тоже учатся вечному искусству кочевниц. Раньше каждая казашка должна была уметь мастерить. Ковер ручной работы, кстати, может прослужить больше полувека. А стоит от 350 до 5 тысяч долларов. Ковры испокон веков были лучшим подарком.
«Свое богатство кочевники кидают на пол. Что это? Ну вот как раз-таки речь и идет о коврах. И символ достатка семьи, и символ их благополучия, потому что чем больше, чем ярче, чем красочнее, тем сложнее в исполнении ковер, тем это говорит больше, что семья может себе позволить иметь в доме вот такое дорогостоящее изделие», – рассказала руководитель экскурсионного отдела Государственного музея искусств РК имени А. Кастеева Оксана Танская.
Такие обычно вывешивали за спиной почетного гостя, иногда они стоили как 5 хороших лошадей. Казахские ковры – это обилие красок и узоров. По ним можно было прочесть всю историю семьи, начиная от родовой эмблемы, заканчивая цветом глаз домочадцев. Рукодельницы оттачивали мастерство, изображая животных, растения, геометрические и космические орнаменты.
«Центральная часть его композиции. Она заполняется определенным количеством звезд, ну по-другому «жулдыз» правильно говорить, даже по количеству звезд можно вообще-то определить регион, в котором соткан тот или иной ковер», – отметила Танская.
Их декорировали бусинками, пуговицами и драгоценными камнями. Кроме сотканных шедевров, юрты украшали и утепляли войлочными коврами текеметами и сырмаками. Есть еще тускииз – это настенные полотна с аппликацией и вышивкой. Казахские рукодельницы любили тамбурный шов кесте. Гладью и крестиком шить тоже умели. И не прочь были продемонстрировать свои навыки. Особенно старались для приданого.
Сегодня национальные ковры интересны не только казахстанцам. Яркие и необычные полотна заказывают и заграничные ценители, чтобы придать интерьеру этнический колорит.
Читайте также:
- Белорусская маляванка: в стране возрождают интерес к национальным расписным коврам
- Внутри солнца: Нур-Султан – главный город Казахстана
- Искусство, наполненное символами: в чем особенность туркменского ковра
- Туркменистан отмечает День туркменского ковра
- Туркменские ковры и кыргызский ак-калпак внесли в список культурного наследия ЮНЕСКО