Жилье для сирот: как обеспечивают квартирами нуждающихся детей в Москве?

06:00 20/07/2021

190 тысяч детей-сирот в России нуждаются в жилье. Как эта проблема решается в столице, телеканалу «МИР 24» рассказала уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская.

- Есть ли такие дети в Москве?

Ольга Ярославская: В Москве такой проблемы не существует. На системной основе все дети-сироты обеспечены жильем. Начиная с 14 лет ребята проходят комиссию, подают документы – их опекуны или государство собирает – они в 14 лет признаются нуждающимися в жилье и к 18 годам все дети обеспечиваются жильем.

В 2019 и 2020 годах московские ребята получили 1800 однокомнатных благоустроенных квартир с ремонтом. План на этот год – 900 квартир. Очереди в Москве нет.

- Как проходит механизм получения жилья?

Ольга Ярославская: Вариант один. Когда ребенку исполняется 14 лет, подбираются документы, которые говорят о том, есть ли у него жилье. Бывает, что дети-сироты, а жилье у них есть. Документы передаются в комиссию, членом которой я тоже являюсь, где рассматривается кандидат, вся его недвижимость. Или, например, за ним закреплена недвижимость, а комиссия может признать, что он не может ей пользоваться. Так бывает, например, когда мама с папой лишены родительских прав, ребенка после сиротского учреждения, после центра содействия семейному воспитанию выпускают, идти ему некуда, хотя формально у него было жилье, он признается нуждающимся, становится в очередь, и к 18 годам обеспечивается жильем.

- В течение какого времени по закону совершеннолетний должен быть обеспечен жильем? На практике всегда ли бывает так?

Ольга Ярославская: Могу сказать только про Москву. На практике в течение четырех месяцев после достижения ребенком 18-летнего возраста он обеспечивается жильем.

Бывают случаи, это не очень хорошая история, причем с точки зрения самих граждан, когда, например, в 17 лет опекуны, проживая до этого и беря ребенка под опеку в совершенно другом регионе, меняют место жительства, приезжают в Москву, и в 17 лет заявляют ребенка как претендента на жилье.

Комиссия рассматривает это в индивидуальном порядке. Тогда жилье предоставляется, как правило, через решение суда. Таких в 2020 году было 43, но, мне кажется, мы действуем все равно в интересах московских детей. Каждый регион обязан решать проблему детей-сирот самостоятельно, и не перекладывать свою ответственность на регионы, которые добросовестно выполняют закон.

- Выделение социального жилья финансируется из регионального бюджета?

Ольга Ярославская: Конечно. Москва только финансирует жилье из своего бюджета, строятся квартиры по адресно-инвестиционной программе, мы постоянно отслеживаем, чтобы жилье строилось.

- Средства для этого?

Ольга Ярославская: Они закладываются. Плановая экономика – мы знаем, сколько у нас ребят нуждаются. Когда мы ребенка берем в центр семейного содействия, мы уже предполагаем, что ему надо будет выделять. Это официальный путь начинается с 14 лет, но про ребенка мы все знаем раньше.

- Какое жилье выделяется? Какие требования?

Ольга Ярославская: Мы стоим на страже, комиссия работает, я выезжаю смотрю, какое жилье. Не менее 40 кв.м. Это благоустроенная квартира – может быть новостройка, обязательно с ремонтом, может быть вторичное жилье, которое тоже прошло процедуру хорошего ремонта. Это отремонтированная благоустроенная квартира. Как правило, ребята накапливают какую-то копеечку, знают (это входит в программу социализации ребенка), что нужно ему купить. Ему помогают обставить эту квартиру. Если ребенок захочет, он может встать дальше на сопровождение. В 18 лет он может сказать, что свободен, и это его выбор, а может, например, со своим же центром семейного содействия или с учреждением рядом заключить договор на сопровождение.

Если он не очень в себе уверен, если не очень хорошо обращается с финансами, ему всегда помогут, его никто не оставит и будут сопровождать, чтобы он не попал ни в какие неприятности. Мы знаем, что такие ситуации ранее были, всячески это пресекаем, и каким-то детям рекомендуем встать на сопровождение.

- Право собственности на это жилье они имеют?

Ольга Ярославская: Они не могут ее продать, она находится в соцнайме.

- Может ли сирота получить квартиру с долгами по коммуналке?

Ольга Ярославская: Это уже не новая квартира, выделяемая государством или не вторичное жилье, то есть не программа выделения жилья. Это вы спрашиваете о том, что если у ребенка уже была собственность, он в 18 лет выходит из учреждения социального и начинает пользоваться своим жильем, которое было закреплено за ним до того, как его разместили в социальном учреждении.

За жильем может быть такое, что есть неоплаченная коммуналка. Мы тоже на комиссии это рассматриваем. Тогда государство погашает эту коммуналку.

- Как часто сироты вынуждены обращаться в суды, насколько долго могут идти тяжбы? Как быстро человек получает жилье через суды?

Ольга Ярославская: Я могу ответить только по Москве. Это рассматривается в первоочередном порядке. После достижения ребенком совершеннолетия в течение четырех месяцев ребенок жильем обеспечивается. Это в том случае, если они встали не в 14 лет, а гораздо позже.

- Что нужно сделать, чтобы проблема обеспеченности жильем детей-сирот в нашей стране перестала быть проблемой?

Ольга Ярославская: Нам не про квартиры надо думать, а как ребенка в семье сохранить, как сохранить семью, чтобы у нас сирот не было. Мы что про хвост? Нам про голову надо думать. Мы сейчас вынуждены это делать, потому что детям негде жить, при этом их родители, которые лишены родительских прав, продолжают проживать этом жилье, прекрасно себя чувствовать и вести маргинальный образ жизни.

Я не говорю о том, что нужно радикально, но нужно заниматься семьей. Мы все время обеспечиваем ребенка, помогаем, мы про костыли, а я про философию. Нам надо заняться самой философией семьи, нм надо вытаскивать семью маргинальную из ее образа жизни, попытаться ей помочь, чтобы потом ребенка вернуть в семью. Но для этого семье надо помогать. Если говорить о том, как выделять, мне кажется, надо взять лучший опыт регионов, обобщить, закрепить это в федеральном законодательстве. Может быть, тогда у нас не будет такой очередности, с которой вы начали. Возможно, есть вещи, которые необходимо закрепить федеральными нормами.