В Сочи массово гибнут пальмы из-за тропической бабочки-вредителя. Специалисты сочинского нацпарка сообщают о целых рядах погибших пальм на территории курорта, включая центр. Кто такой пальмовый бурильщик и как его остановить, телеканалу «МИР 24» рассказал энтомолог, кандидат биологических наук Юрий Гниненко.
- Что это за напасть – пальмовый бурильщик?
Юрий Гниненко: В Сочи не одна эта напасть. Там появилось много новых пришельцев, которые чужды для нашей фауны, но они пришли и теперь хозяйничают там. Есть так называемый уругвайский мотылек, долгоносик пальмовый, который тоже там сильно хозяйничает. Проблема заключается в том, что они появились, они чужды, и у них в местах, куда они пришли, нет природных врагов. Их ничто не ограничивает в их способности питаться, размножаться и наносить повреждения.
- В некоторых СМИ пальмового бурильщика называют самонаводящимся биооружием. Он действительно настолько опасен?
Юрий Гниненко: Да, это биологическое воздействие на пальмы. Если мы ничего предпринимать не будем, может наступить такой момент, когда люди будут приезжать в Сочи, чтобы посмотреть на пальмы на территории России, а их там практически не останется. Думаю, пессимистический прогноз не осуществится, потому что многие люди занимаются работой по спасению пальм, по помощи им, чтобы пришельцы не опустошили южные города.
- Какой ущерб они могут нанести?
Юрий Гниненко: Кроме пальм ничего они не повреждают. Нашу аборигенную флору они не тронут, сами же пальмы тоже у нас вселенцы, поэтому нуждаются в защите. Если мы хотим, чтобы у нас были сохранены экзотические растения, украшали Сочи, Адлер, Лазаревку, то вопрос стоит только так: мы должны предпринимать меры для уничтожения этих пришельцев.
- Родина вредителя – Южная Америка. В Сочи впервые он был замечен в 2014 году. Как он сюда попал?
Юрий Гниненко: Пути господни неисповедимы, так и здесь. Разумеется, его завезли, сам он не прилетел к нам, у него бы не хватило возможностей. Завоз или с посадочным материалом, иногда, как ни странно, такие вселенцы используют чисто человеческие приемы, например, они могут перелетать на самолетах, приезжать наземным видом транспорта. Они используют это как убежище.
Вряд ли бабочка эта залетела в салон машины, и кто-то это не увидел. Скорее всего, это было завезено с посадочным материалом, своевременно не заметили, а пальма оказалась заражена и, пожалуйста, это теперь уже бесконтрольно, если мы не предпримем мер, будет размножаться и нам вредить. Конечно, это недопустимый вариант.
Надо понимать, что когда мы из каких-то экзотических стран везем в память о путешествии веточку экзотического растения, красивый цветочек, фрукт, который мы тут покажем всем знакомым, мы тем самым совершаем возможное экологическое преступление. Это нам кажется, что там просто цветочек или ветка, а если внимательно под микроскопом посмотреть, можно увидеть целый ряд вредных организмов, которые таким образом, в том числе попадают на нашу территорию.
Вредит не бабочка, а ее личинка, гусеница, которая питается внутри стволов. Такие жирные гусеницы сидят хрустят древесной тканью. И она, и долгоносик, если они поселились внутри пальмы, то человеческое ухо способно слышать, как они грызут сердцевину. Говорят, даже повышается температура ствола, рукой можно ощутить, что дерево горячее, потому что там не одна гусеница, а буквально ведрами можно потом собрать личинок, которые сидят внутри пальмы. Это ущерб, это большая проблема, нелегко решаемая.
- Как понять, что дерево уже заражено?
Юрий Гниненко: Понять легко, когда мы подходим к пальме, мы видим, что из розетки наверху листья начинают повисать, у них меняется цвет. Когда мы это заметили, фактически всегда – это мы уже упустили момент, надо было еще раньше. Надо делать профилактические работы. Когда мы знаем, что в Сочи есть такая напасть, надо стараться все деревья защитить еще до того, как внутри поселятся вражеские агенты.
- В этом году количество вредителей больше, чем в прошлом году. С чем это может быть связано?
Юрий Гниненко: Это естественная реакция насекомого на то, что с ним никто не поборолся. Оно выжило, и получается геометрический рост, просто потому что каждая самка откладывает несколько десятков яиц и, если мы не будем предпринимать меры в этом году, то на будущий год будет еще больше. Это все приводит к последствиям, что не может никак способствовать сохранению пальм. Чем раньше начинаются меры защиты, тем скорее мы сохраним пальмы. А так каждый год все больше. Есть два варианта: или все пальмы погибнут, или появятся их энтомофаги, болезни (обычно в других странах их завозят), и тогда они будут регулировать численность вредителя. Но пока работы по интродукции энтомофагов ни мотылька южноамериканского, ни пальмового долгоносика не проводятся.
- Правда ли, что зараженные деревья нужно полностью сжигать?
Юрий Гниненко: Да, их надо спилить и уничтожить. Если их просто спилили и куда-то положили, то из этого ствола выйдут новые потом бабочки, и все это продолжится. Если дерево заражено, и спасти его уже нельзя, надо спилить его и немедленно утилизировать.
- Насколько эффективно бороться с вредителями химикатами?
Юрий Гниненко: Химикаты очень эффективны, если применены вовремя, когда гусеницы маленькие. Когда гусеница много поела, нанесла повреждения, она крупная, она приобретает устойчивость к пестицидам, ее можно убить, но тогда надо увеличить норму расхода, надо больше химии применить – это плохо. Лучше проводить профилактические работы по пальмам, когда ярко не видно, что вредители внутри уже есть.
- От чего зависит успех борьбы с пальмовым бурильщиком?
Юрий Гниненко: Успех всегда зависит от нескольких причин – своевременность мер, их эффективность, надо понимать, что если мы столкнулись с этой проблемой, нужно разработать комплексную систему поддержания стабильности наших южных посадок. То, что сегодня одна пальма погибла, а другую мы защитили, не говорит о том, что нужно оставить все как есть. Нашей задачей в дальнейшем будет провести работу таким образом, чтобы наиболее восприимчивые к этому вредителю пальмы меньше сажали, а есть такие, которые более устойчивы, их надо больше высаживать.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира