Почти у трети детей, переболевших коронавирусом, развиваются осложнения. Такие экспертные оценки недавно появились в российских СМИ. Насколько они точны и о каких последствиях идет речь, телеканалу «МИР 24» рассказала заведующая детским инфекционным отделением ЦКБ Управления делами президента России Алиса Медкова.
- Насколько часто дети болеют ковидом?
Алиса Медкова: Если мы возьмем официальные данные Росстата, то в Москве на 2020 год дети младше 18 лет составляют 18 – 20%. Если мы считаем, что население Москвы 13 млн, то это около 2,5 млн детей. Потенциально каждый ребенок может заболеть коронавирусом. В семье из четырех человек, где двое взрослых и двое детей, точно заболевает один ребенок. В семье, где трое детей, заболевают двое из трех точно, может быть, и все три. Мы считаем, что каждый ребенок подвержен заболеванию коронавирусом, вопрос только в тяжести течения.
- Согласны ли вы с тем, что треть болевших коронавирусом детей в дальнейшем страдают от постковидных осложнений?
- Считается, что дети переносят эту инфекцию легче. Откуда осложнения?
Алиса Медкова: Да, действительно. На сегодняшний день в большинстве случаев – 90 – 95% детей переносят коронавирус в достаточно легких формах. Однако все равно 5 – 10% детей – у них развиваются осложнения, и они могут быть разделены на ранние, связанные непосредственно с осложнениями со стороны дыхательной и нервной системы, когда у ребенка начинается тяжелое течение пневмонии, или поздние, отсроченные, когда проходит три – четыре недели после заболевания, даже ПЦР-тест может быть отрицательным, то есть ребенок не выделяет вирус в окружающую среду, но может случиться мультисистемный воспалительный синдром у детей. Это одно из самых грозных осложнений.
- Чаще всего какие осложнения возникают?
Алиса Медкова: В дальнейшем может быть мультисистемный воспалительный синдром – массивное воспаление в организме ребенка. К сожалению, на сегодня не совсем понятен механизм возникновения, мы можем только предполагать и проводить параллели, что это происходит по типу аутоиммунного заболевания, когда собственные иммунные клетки начинают атаковать клетки организма, и одним из таких проявлений может быть возникновение артритов впервые у ребенка, который никогда до этого не страдал заболеванием суставов, например, или начинает скапливаться жидкость в брюшной полости или полости легких, и это так называемый полисерозит. Это все требует уточнения и детального изучения – почему это возникает, на сегодня причины до конца не ясны, почему это происходит в отсроченном периоде, иногда через две – три недели после того, как ребенок уже клинически выздоровел от коронавируса.
- Можно говорить о группах риска среди детей, у которых вероятно возникновение постковидного осложнения?
Алиса Медкова: На сегодняшний день нет. Статистика, которую мы пытались проводить, и по данным литературы – зарубежных, российских исследователей, – пока непонятно. В группе риска всегда находятся дети с онкологическими заболеваниями, у них в принципе ковид будет протекать тяжелее, чем у обычного ребенка. К сожалению, как показала практика, мультисистемный воспалительный синдром или артрит может возникнуть у любого ребенка, который до встречи с ковидом не страдал никаким хроническим заболеванием.
Группа детей, которая переболела коронавирусом, обязательно подлежит диспансерному наблюдению в течение хотя бы двух – трех месяцев после перенесенной коронавирусной инфекции.
- Какие-то профилактические меры могут родители предпринимать после того, как ребенок переболел ковидом, чтобы уменьшить вероятность возникновения осложнений?
Алиса Медкова: На сегодняшний день юридически и практически мы не имеем возможности вакцинировать несовершеннолетних, клинические испытания вакцины только ведутся в отношении несовершеннолетних, поэтому все, что родители могут сделать, это вакцинироваться самим, чтобы создать, как в свое время была разработана ВОЗ «кокон-стратегия», когда в семье, где есть маленький ребенок, прививаются от опасных для ребенка инфекций все члены этой семьи, включая бабушек и дедушек, старших братьев и сестер, самих родителей.
Здесь ситуация должна быть аналогичной. Единственное, что может сделать родитель, – это защитить своего ребенка от контакта с коронавирусом, защитить себя с помощью вакцинации – это единственный способ кроме неспецифической профилактики, когда мы советуем также соблюдать личную гигиену, мытье рук, ношение маски и, по возможности, избегать мест скопления людей.
- Если превентивные меры не сработали, после болезни профилактические меры можно применять?
Алиса Медкова: Да, это называется профилактикой здорового образа жизни, когда обязательно нужно соблюдать рациональный режим отдыха, бодрствования, питания, может быть, витаминами поддержать ребенка – есть рекомендации, какие витамины можно назначать после перенесенной коронавирусной инфекции. Нужно очень внимательно наблюдать за ребенком.
Я не призываю к повышенной мнительности, но любые симптомы, которые раньше у ребенка не проявлялись на фоне вирусных инфекций, например, опухание суставов, появление неспецифической сыпи, изменение в состоянии ребенка – он стал вялым, слабым, каким раньше никогда не был, допустим, не хочет играть, если это маленький ребенок, у него снизилась работоспособность и толерантность к физической нагрузке, если это старший возраст. Это должно родителей насторожить и хотя бы заставить его хотя бы один – два раза показать ребенка специалисту, потому что могут потребоваться специфические тесты и обследования.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира