Могут ли лесные пожары в Якутии растопить вековые льды?

17:05 11/08/2021

Лесные пожары ускоряют таяние вечной мерзлоты в Якутии. К каким последствиям это может привести, телеканалу «МИР 24» рассказал директор Института мерзлотоведения им. Мельникова Михаил Железняк.

- В Якутии горит порядка 2 млн гектаров леса. Одной из основных природных причин называют повышение температуры в регионе и увеличение количества сухих гроз. Насколько это верно? Как человек может влиять на этот процесс?

Михаил Железняк: В мае в Центральной Якутии выпало 12 мм осадков. При среднем многолетнем – 18. Температура воздуха была на пять градусов выше – это в мае. В июне эти параметры значительно увеличились. Если выпадает где-то 18 мм осадков, выпало в этом году где-то два миллиметра. А температура повысилась на шесть градусов. Конечно, колоссально увеличилась сухость, и любые потусторонние моменты, связанные с сухими грозами, с отражением солнечных лучей, конечно, приводили к пожарам.

Эти два параметра – выпадение осадков и среднегодовая температура в мае, июне и июле – это рекордная температура за 180 лет наблюдений Якутской метеостанции. Таких моментов не было.

- Мы наблюдаем результаты глобального потепления?

Михаил Железняк: Если говорить, что произошло в последние годы. За 50 лет в Якутии среднегодовая температура пятилетнего цикла повысилась везде, на всех территориях от 1-2 до 3,5 градусов. Изменения климата мы видим. Говорить, глобально это или нет, я бы воздержался, потому что у нас есть территории, например, Антарктида, где температура воздуха не повышается. Да, это причина, это различные колебания, но, я думаю, на это ответят климатологи более профессионально.

Что касается изменения мерзлоты, конечно, это существует. Но это не такая быстрая картина. Повышение температуры горных пород – это на глубине сезонного протаивания, где-то два – три метра – она изменилась значительно меньше, а в некоторых регионах этот тренд вообще минимальный, потому что помимо изменения климата существуют и условия теплообмена на поверхности, которые так же определяют мерзлоту, то есть поздно выпавший снежный покров позволяет охладить температуры, оказывает отепляющее влияние. Этот фактор снежного покрова особенно четко сказывается на сохранении деятельного слоя, стабилизации температур в Центральной Якутии.

У нас раз в три – четыре года снежный покров выпадает значительно позже. Наступившие холода позволяют проморозить сезонно-талый слой и образовать там лед. А он является конденсатором, который стабилизирует мерзлую толщу.

Чем отличаются простые горные породы от многолетних мерзлых? Только наличием льда в них. Лед – это система, в которой необходимо дополнительное тепло, чтобы его растаять, и это содержание льда и льдистые горизонты сохраняют стабильность протаивания грунтов, с другой стороны, это наиболее активные зоны, где происходит деформация поверхности и изменение.

- Как влияют пожары на состояние вечной мерзлоты?

Михаил Железняк: Пожары в меньшей степени оказывают на мерзлые толщи влияние, в большей степени пожар оказывает влияние на изменение растительности. Сгорает лес, возникают новые растительные сообщества, они имеют другие условия теплообмена на поверхности, и с этим с большей степени связано. Изменения температуры и сезонно-талого слоя (это одни из компонентов для мерзлых условия) происходят в первые 10 лет. За 10 лет происходят наибольшие тенденции изменения сезонно-талого слоя после пожара, а затем начинается восстановление. Процесс восстановления в различных ландшафтах занимает от 40 до 120 лет, чтобы прийти к прежнему слою.

- Чем может быть опасно таяние вечной мерзлоты?

Михаил Железняк: Как климат всегда изменялся, так и мерзлота – это природное явление. Есть определенные условия, в которых эти процессы идут быстро. Процесс термокарста идет и в современных условиях в различных регионах. Где у нас находятся льдистые грунты, там эти преобразования наиболее значительны. Мы говорим о том, что нужен контроль и понимание – где какие грунты, и все проектные решения, и устойчивость сооружений, особенно в северных территориях, на основной части территорий их строят на свайных фундаментах. Это уникальное инженерное решение. В природных условиях это одна температура, когда построили свайный фундамент и проветриваемое подполье, если оно разумно построено (они везде его лепят), и оно продувается зимой, то температура просто понижается на два градуса. Есть естественные условия. Под проветриваемым подпольем температура на два градуса ниже – это классное мероприятие по охлаждению грунтов.

Что может быть из-за таяния вечной мерзлоты? Мы с вами эти проблемы наблюдали, и будем наблюдать. Природная среда изменяется. При потеплении, как правило, происходит протаивание льдистых горизонтов, образуются термокарстовые явления. Это протаивание подземных вод и образование на поверхности отрицательных форм рельефа. Когда у нас будет стадия похолодания, возникают процессы пучения. Эти деформации вызывают изменения поверхности, определенные проблемы в обеспечении устойчивости инженерных сооружений и, конечно, тепловой режим и влажностный режим грунтов определяет растительные сообщества, а это очень сильные условия теплообмена на поверхности, которые и компенсируют иногда резкие изменения.

- Путин поручил кабмину ускорить работы по созданию системы мониторинга вечной мерзлоты. Что это за система?

Михаил Железняк: Я хочу сказать спасибо Министерству по развитию Дальнего Востока и Арктики, которое в 2020 году все-таки сумело организовать такой проект, когда российские ученые – мерзлотоведы – сели и создали такой документ, в котором расписывается, что такое мониторинг, зачем, как это должно наблюдаться. Такого документа нет нигде в мире, это система доктора. Если мы заболели, мы бежим к доктору, мерзлоте не к кому бежать.

Эта система позволит оценить реакцию, и на оценке этой реакции установить роль фактора и выработать рекомендации. Иногда для сохранения мерзлоты достаточно простых мероприятий: зимой чуть-чуть очистить снег, летом убрать прямую солнечную радиацию, и мы с вами на период нашей жизни, существования инженерного сооружения можем четко создать такие условия, чтобы инженерные сооружения или природная среда функционировали в более привычных условиях.