Год «Спутнику V»: мифы и правда о первой в мире вакцине от ковида

17:03 12/08/2021

Первой в мире вакцине от ковида «Спутнику V» исполнился год. Препарат зарегистрирован в 71 стране, заявки на одобрение в ВОЗ и Европейское агентство лекарственных средств поданы были еще в январе. Насколько вакцина эффективна, чем отличается от других, телеканалу «МИР 24» рассказала кандидат медицинских наук, врач-вакцинолог Рабият Зайниддинова.

- С точки зрения сегодняшнего дня как этот препарат себя зарекомендовал?

Рабият Зайниддинова: Это потрясающие результаты, которые мы сегодня получаем. Порядка 73 стран уже отрапортовали о значительном снижении заболеваемости благодаря вакцинальному охвату. Мы получаем статистические данные, где указывается, что привитые пациенты не болеют в тяжелой форме и не оказываются на аппаратах ИВЛ. Я полагаю, что это достаточно хорошая характеристика.

- Как скоро может произойти регистрация в ВОЗ?

Рабият Зайниддинова: К сожалению, это зависит не только от качества вакцины и ее результативности, но и от целого ряда других факторов. Поскольку на мировой рынок практически одномоментно вышел целый ряд вакцинальных препаратов, которые позволяют профилактировать заболеваемость этим недугом, то идет своего рода гонка. Я полагаю, что целый ряд факторов должен сыграть в сторону «Спутника».

- Самой большой площадкой зарубежного производства должна стать Индия. Если они сами начнут это делать, ситуация в стране с заболеваемостью тоже может измениться?

Рабият Зайниддинова: Было бы здорово, если бы она оставалась для них доступной больше, чем это было до настоящего времени, именно потому, что Индия стала страной-производителем, хотя понятно, что основные права принадлежат компании, которая выпустила препарат на рынок. Если вопрос закупки, поставки и вакцинального охвата каких-то стран будет более комфортным, то это скажется и на подъеме заболеваемости. Учитывая общую статистику и ужасающие кадры, которые мы видели в Индии, это было бы великолепно.

- Что из себя представляет вакцина «Спутник V»?

Рабият Зайниддинова: Это векторная вакцина, в основе ее лежит аденовирус, и вакцина эта, вопреки обывательскому мнению, неживая. Рассказы о том, как после вакцинации случились яркие ощущения или заболевания, которые вылились в ковид, это больше страхи и элемент совпадения. Это вакцина неживая, заболеть ковидом после вакцинации этим препаратом невозможно.

Второй препарат, который появился практически одномоментно со «Спутником» и является продуктом большого совместного научного труда российских ученых, это вакцина «ЭпиВакКорона». Сделана она на основе пептидов и занимает достойное место в ряду других вакцин. Третья вакцина, которая выпустилась на российский рынок позже всех и, наверное, наиболее четко в этом плане отвечает критериям созревания, формирования, выпуска вакцинальных препаратов, это «КовиВак» – неживая вакцина, сделанная на основе самого штамма коронавируса.

- Этот вирус был взят у заболевшего человека, насколько я знаю.

Рабият Зайниддинова: Именно поэтому и есть возможность, с одной стороны, так детально подходить к изучению этой вакцины, и к пониманию того, что она из себя представляет, потому что она последней появилась на российском рынке. Первым всегда тяжелее всех, но наиболее четкая доказательная база на сегодня имеется только по вакцине «Спутник V» – именно ей посвящены публикации в международных журналах, в частности, в «Ланцете», который является рупором медицины, уважаемым во всем мире, и именно об этой вакцине, о ее результативности мы можем сегодня уверенно говорить.

- Год прошел с момента регистрации. Есть слухи, легенды. Чего не может быть в принципе?

Рабият Зайниддинова: В медицине есть понятие «комплаенс». Оно предполагает формирование доверия, понимания и взаимодействия между пациентом и доктором. У нас процент комплаенса в российских реалиях крайне низкий.

Если у зарубежных коллег рекомендация доктора – это практически директивный формат, то в российском формате это всего лишь повод услышать второе, третье мнение или не сделать того, что было рекомендовано. Обрастание страхами и домыслами – это неизбежная ситуация, в которой мы оказались, но статистика неумолима – по-прежнему ревут по ночам скорые, работают больницы на максимальной мощности и коллеги в «красной зоне» по-прежнему остаются там дежурить неделями.

Когда-то у нас не было в руках манипулятивного инструмента, который давал бы нам какую-то надежду, понимание. Сейчас этот инструмент есть.

- Когда появился «Спутник V» было четкое ограничение по возрасту – от 18 до 60, сейчас группы расширены. Кому сейчас доступна эта вакцина?

Рабият Зайниддинова: По мере того, как появляются новые данные, по мере того, как идет вакцинальный охват и есть возможность отследить реакции и переносимость у пациентов того или иного возраста, у различных групп – в зависимости от состояния их здоровья, мы можем принимать меры, которые позволяют утверждать, что для определенного круга пациентов эта вакцина может быть тоже безопасна.

Сейчас обсуждается применение вакцины у детей, начиная с 12 лет. По-прежнему противопоказанием остается применение вакцинальных препаратов против ковида у беременных женщин и дискутабелен вопрос их применения у женщин лактирующих, кормящих. Однако с логической точки зрения «Спутник V» в силу своего происхождения, механизма изобретения, не может принести вреда женщине кормящей, кроме того, женщины после родов особенно уязвимы, более других нуждаются в защите.

Я очень надеюсь, что в скором времени и кормление грудью не будет противопоказанием к вакцинации. Относительно детей идут клинические испытания, тогда как зарубежные коллеги провели их полгода назад.

- Скептики говорят, что «Спутник» был разработан на основе первого штамма, с которого началась пандемия. Сейчас штаммы меняют один другой. Как эта вакцина работает с новыми штаммами?

Рабият Зайниддинова: Здесь логика очень простая – штаммы мутируют, антигенный состав, в основном, остается стабильным. Если вы переболели одним штаммом, вероятность заболеть другим у вас сохраняется. Когда вы прививаетесь, вероятность перенести в тяжелой форме другой штамм этого же заболевания снижается. Такая логика работает не только с вакцинами от коронавируса. Например, это прекрасно работает с гриппом и ротавирусом.

- Что можно сказать об эффективности «Спутника Лайт»?

Рабият Зайниддинова: Можно сказать, что относительно него у нас меньше пострегистрационной информации, потому что она постоянно поступает, обрабатывается по мере того, как все больше людей получают именно эту вакцину. Чисто логически, ее эффективность должна быть незначительно меньше, а уж побочных эффектов и вовсе должно быть меньше гораздо относительно основной дозы.