30-летний американец Спенсер Элдон, ставший популярным благодаря своему изображению на альбоме Nevermind группы Nirvana, подает в суд на бывших членов музыкального коллектива. Мужчина требует компенсации за изображение его половых органов на фото в младенческом возрасте и утверждает, что за время взросления он испытывал стресс, который негативно сказался на его жизни. Сможет ли американец выиграть скандальное дело и что им движет, рассказали корреспонденту «МИР 24» эксперты.
«Зарубежная практика защиты прав на изображение более интересна. Дела поддаются публичному резонансу, в Англии и США действует прецедентное право. Если рассматривать обстоятельства, как в данном деле, то обнародование и дальнейшее использование изображения должно быть дано законными представителями ребенка. Следовательно, если было дано такое согласие, то перспектив для судебного разбирательства и получения компенсации попросту не имеется», – говорит юрист Артем Баранов.
Если родители дали разрешение на использование изображения своего ребенка в коммерческих целях, и это было зафиксировано на бумаге, то фотограф может распоряжаться фотографией по своему усмотрению, объяснил эксперт. Однако в случае какого-либо нарушения, выиграть подобное дело можно и спустя 30 лет.
«В мировой практике есть прецедент – дело Элисон Чанг против Virgin Mobile Australia и Creative Commons в штате Техас США. Они использовали фотографию в своей рекламной кампании для продвижения бесплатных текстовых сообщений и других мобильных услуг без получения разрешения от Чанг или ее родителей. Дело было отклонено из-за нарушения правил юрисдикции, но несмотря на это, стало прецедентным», – отмечает Баранов.
Таким образом, Элдон действительно сможет получить кругленькую сумму, если докажет, что ответчик использовал изображение в коммерческих целях без разрешения его родителей.
А вот была ли у мужчины на самом деле травма, способно показать психологическое исследование, уверяет психолог и автор Школы Осознанности Майя Лутай.
«Изначально по законодательству родители ребенка подписывают разрешение на использование фото и получают деньги. Безусловно, нужно исследование, которое покажет, о каком конкретно травматическом опыте идет речь. Например, был ли булинг в детском саду или школе. Но как люди узнавали, что на этой обложке именно он? Если речь идет о собственном соприкосновении со своим изображением, то тогда булинга не было. И мужчина сам смотрел на свое изображение и расстраивался – это внутренняя критика, продукт собственного взросления. То есть человек ранится о свой собственный опыт, и здесь не важно, была ли фотография на обложке Nirvana или прослушивание собственного голоса на радиостанции», – говорит эксперт.
Скорее всего, у мужчины сохранилась некая обида на родителей, и все это время он чувствовал себя использованным. Таким образом, вероятно, речь идет одновременно как о желании заработать, так и о травматичном опыте.
«Родители когда-то продали фотографию этого малыша, они не знали, какой будет тираж этого альбома, они просто получили деньги. В этот момент произошло использование ребенка собственными родителями. Сформировался паттерн. И когда ребенок вырос, он хочет этот паттерн разыграть в свою сторону. Думаю, здесь есть и травматичный опыт и желание получить деньги», – считает Лутай.
Психолог отметила, что родители, которые пытаются превратить детей в публичных людей с самого детства, рискуют тем, что психологические потребности и задачи их чад могут остаться неудовлетворенными.
«У каждого возраста есть психологическая задача роста, например, понимать разницу между собой и другим, создавать группу и размещаться в ней. И когда ребенок начинает фокусироваться со своими родителями только на репрезентации, все другие психологические задачи страдают. Может появиться нарциссическая проблема, когда внутреннее «Я» хрупко, и психологические потребности ребенка не были удовлетворены», – отметила Лутай.
Читайте также: