Иммунолог: «Вакцина – это спарринг-партнер для боксера-чемпиона»
18:26 27/08/2021Участниками программы ревакцинации стали уже 26 российских регионов. Их число продолжает расти. Кому и когда нужна повторная прививка, телеканалу «МИР 24» рассказал врач иммунолог-аллерголог Владимир Болибок.
- Можно ли оценить результаты кампании по ревакцинации в России?
Владимир Болибок: Я бы затруднился оценивать, потому что официальной статистики нет. Я знаю, что многие (и ко мне обращаются, и на форумах пишут) просят объяснить, где можно сделать ревакцинацию, потому что интерес к ней большой. Люди опасаются за свое здоровье, понимая, что некоторые работают в достаточно жестких условиях, и хотят себя защитить.
- ВОЗ пока отказывается рекомендовать дополнительную вакцинацию тем, кто прививку уже сделал. Почему?
- Минздрав рекомендует делать третий укол через полгода после двух первых. Почему именно шесть месяцев?
Владимир Болибок: Этот промежуток был установлен путем эпидемиологических наблюдений. Спустя шесть месяцев нарастает частота выявления случаев заражения ковидом. Люди болеют, болеют нетяжело, но ПЦР-диагностика показывает, что они ковидом заражаются, становятся вирусоносителями, и это происходит спустя семь – восемь – девять месяцев. Поэтому был принят такой интервал.
Предупреждаю вопрос, когда нужно будет сделать следующую ревакцинацию. Этого вам никто сейчас не скажет, когда надо будет делать четвертый укол. Скорее всего, это будет вычисляться эпидемиологическими методами, то есть будут наблюдать за когортой ревакцинировавшихся и смотреть, что с ними будет происходить. Вполне возможно, это будет через год или два.
- Чаще всего про ревакцинацию говорят, что она может плохо повлиять на иммунитет. Насколько это верно?
Владимир Болибок: Это все вывернуто наизнанку, потому что любая вакцинация повышает иммунитет человека и к данному возбудителю, и в целом, потому что мы тренируем иммунную систему, подсовываем ей макет инфекции, и она на нем тренируется.
Чтобы вырастить спортсмена-чемпиона, например, боксера, его нужно тренировать. Чтобы боксер хорошо бился на ринге, ему нужен все время спарринг-партнер – лупить кого-то, но лупить безопасно, чтобы не получать сдачи. Вакцина – это спарринг-партнер для боксера-чемпиона, который каждый день лупит и набирает опыт.
- Кому ревакцинация нужна в первую очередь? Например, в Швеции ее могут сделать только люди с тяжелыми хроническими заболеваниями. Как вы оцениваете это решение?
Владимир Болибок: Это замечательное решение. Наши западные коллеги к вакцинации очень разумно подошли. Они боролись не за коллективный иммунитет страны, а за снижение смертности. В первую очередь, они начали вакцинировать те контингенты, которые давали наиболее тяжелое течение ковида и чаще всего погибали. Это пожилые, люди с хроническими заболеваниями, с особенностями иммунной системы.
Этот подход очень себя оправдал – у них резко упала смертность. Мы сейчас видим, что при сопоставимом уровне заболеваемости в нашей стране и в некоторых западных странах у нас на порядок, а то и на два порядка разница в летальности. Это, к сожалению, не в нашу пользу.
- Скоро заканчивается ревакцинация военнослужащих. По ним можно будет судить, когда проводить следующую волну прививок?
Владимир Болибок: Военнослужащие у нас – относительно молодые люди среди всех, потому что старые становятся военными пенсионерами. Там судить достаточно сложно. Если говорить про распространение ковида среди этой когорты, да, это одна из моделей, на которой будем отслеживать эпидемиологическую эффективность. Если говорить про летальность и смертность среди населения, то, в первую очередь, надо вакцинировать и ревакцинировать людей пожилого возраста и людей с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с диабетом, перенесших онкологические заболевания. Этот перечень нам известен, он в методических рекомендациях по лечению указан, мы знаем, какие контингенты являются наиболее опасными с точки зрения тяжелого течения ковида и с точки зрения летальных исходов.
- Для повторной вакцинации тест на антитела не нужен. Это не имеет значения?
Владимир Болибок: Безумие с антителами только для нашей страны характерно. Нигде в мире люди не делают в таком массовом количестве тесты на антитела, тем более, это не обсуждается широко. Количество антител очень индивидуально.
Главное, что буквально в конце июня был принят международный стандарт измерения антител, и до сих пор нет защитного уровня – мы не знаем, какой уровень антител по этому стандарту является защитным. Говорить, что антител много, мало или их нет – пока совершенно преждевременно. Цифра может быть любая. Вы можете не заболеть никогда, а можете заболеть. Если вы попадете в контакт с инфицированным, условно говоря, целоваться с ним будете, вы можете такую получить дозу, что она любой иммунитет пробьет.
- Для ревакцинации нужно использовать ту же вакцину или их можно комбинировать?
Владимир Болибок: С точки зрения иммунологии, без разницы – ту же вы будете вакцину использовать или комбинировать. И тот, и другой вариант даст определенный результат – прирост антител. Наверное, будут какие-то более выгодные сочетания вакцин или менее выгодные, но это будет понятно по результатам медицинских исследований. Что касается текущей ситуации, у нас единственная пока вакцина, которая рекомендована для ревакцинации, – это «Спутник Лайт».
- Насколько ревакцинация важна в борьбе с распространением коронавируса?
Владимир Болибок: Я думаю, что она обязательно даст эффект. Наши коллеги в некоторых странах в ходе однократной вакцинации достигли хороших результатов. В ходе следующей волны коронавируса начал распространяться новый штамм. Летальности это не вызвало, хотя распространение идет.
Дальнейшая вакцинация, которая вызывает у людей невосприимчивость к инфекции, даст свой эффект в том, чтобы следующие волны были менее выраженными, более пологими. Как камушек по воде прыгает: сначала высоко, меньше, меньше и постепенно сойдет на нет.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира