Николай Бордюжа: Талибы надолго взяли власть в Афганистане. ЭКСКЛЮЗИВ

12:36 04/09/2021

Генеральный секретарь ОДКБ в 2003-2016 годах Николай Бордюжа дал эксклюзивное интервью программе «Евразия. Дословно», в котором дал оценку событиям в Афганистане, рассказал, как запрещенной в России организации «Талибан» удалось взять крупные города практически без боя и почему афганцы массово бегут из страны.

Сегодня главная мировая тема – события в Афганистане. Как можно назвать то, что происходит в исламской республике?

Николай Бордюжа: Хаос. Я так понимаю, что пока хаос. Несмотря на то, что талибы захватили Кабул и якобы взяли территории под контроль. Идут сообщения о том, что формируется оппозиция, на севере формируются отряды, которые уже вступили в бой с талибами. В Кабуле хаос, потому что аэропорт забит беженцами. Хотя в самой столице, как говорит Владимир Путин, спокойно. Но все что происходит внешне, если смотреть на Афганистан, то, конечно, хаос.

Непонятно, что будет происходить дальше. Непонятно, по какому сценарию будет развиваться обстановка в Афганистане. Непонятно, как себя поведут талибы. Не очень ясно, что будет с этими 300 тысячами вооруженных людей, которые были в правительственной армии и силовых структурах. Пока они разбежались, кто-то из них сдался, кто-то вольется в отряды талибов, а кто-то будет противодействовать. Пока одни вопросы и очень мало ответов.

Недавно представители запрещенного в России движения «Талибан» дали первую пресс-конференцию и сказали, что крупные города Афганистана они взяли практически за 11 дней без боя. И победителями вошли в столицу. Как им удалось это сделать за такой короткий срок?

Николай Бордюжа: Во-первых, это, конечно, поспешный и непродуманный вывод контингентов Соединенных Штатов Америки и их сателлитов – европейских стран, стран НАТО – из Афганистана. По сути, американцы сбежали, просто ночью под покровом темноты с базы «Баграм» снялись и улетели, забыв о том, что там есть граждане зарубежных стран, в том числе и США, которые находятся в Кабуле. Забыв о своих союзниках, с кем они эти 20 лет фактически союзничали – это десятки тысяч людей.

После того как они снялись и улетели – вдруг оказалось, что они забыли про посольство, забыли про журналистов и про многих других людей, о которых нужно было позаботиться. Я сначала думал, что это такой вот провал управленческой деятельности администрации США. Что просто не продумали, как я считал, и не совсем спрогнозировали развитие обстановки.

А сейчас склоняюсь к мысли, что это по большому счету следствие системного кризиса в управлении страной, в политической элите Соединенных Штатов. Я не думаю, что страна будет успешной, когда одним щелчком одного богатенького хлопца вдруг отсекают от информационного поля действующего президента страны. Я не думаю, что страна будет успешно проводить какие-то сложные акции, а Афганистан – это сложная акция, когда один из руководителей спецслужб публично критикует и оспаривает решение президента. Мне кажется, что свидетельством этого системного кризиса во власти США является то, что некоторые действующие генералы в погонах начинают критиковать приказы, которые отдает им президент или вышестоящее руководство. Это системный кризис.

«Талибан» был и остается очень сильной структурой в Афганистане
И системный кризис проявляется в несогласованности, в отсутствии хороших аналитических просчетов развития обстановки и плюс к этому в слабости команды. Ведь посмотрите, что несут с экранов некоторые политики Соединенных Штатов Америки. Я могу приводить десятки примеров, которые свидетельствуют только об одном: или полной некомпетентности, или очень слабой образованности. Вспомните последнее заявление Байдена, когда он сказал, что Россия это только атомное оружие и нефть. Но ведь кто-то ему вложил в уста эти слова, ведь он согласился это озвучить. Это что? Это некомпетентность или непрофессионализм. Вот все это, на мой взгляд, и породило процессы, которые произошли в Афганистане.

Мы все видели в интернете, как жители штурмуют аэропорт Кабула, цепляются за шасси, падают вниз с огромной высоты, разбиваются. Чего так боятся жители? Куда они бегут? От чего они бегут?

Николай Бордюжа: Кроме этих кадров сейчас в интернете очень много кадров казней тех, кто неугоден режиму талибов. Зверских средневековых казней: забивание камнями, лишение головы и так далее. Это все можно посмотреть. Это ходит сегодня уже по свежим событиям, это не старые кадры. Вот этого и боятся люди. Они боятся смерти, издевательств. Люди боятся экзекуций, которые будут в любом случае проводить только за то, что они в свое время сотрудничали с режимом Соединенных Штатов Америки. Именно поэтому они все и бегут. Спасают себя, свои семьи и детей. К сожалению, их не спасли те, на кого они работали, и кому они помогали. Это просто предательство. Это низкое мерзкое предательство. Я как военный говорю.

Скажите, чем текущая ситуация отличается от той, что происходила с 1996-го по 2001 год, когда талибы были у власти.

Николай Бордюжа: Тогда талибы вели себя крайне резко. Они убивали людей, которые против них, они запрещали все, что связано с цивилизацией, они уничтожали каменные статуи Будды. То есть доходили до таких уже абсолютно средневековых действий. Сегодня все-таки, как они говорят, сделали выводы. Научились на своих ошибках. Они говорят о своей лояльности. Они не закрыли школы, в том числе и для девочек. Они позволяют журналистам там работать. Они пока не осуществляют массовых казней, как это было раньше. Но это пока. Надо посмотреть.

Я думаю, что мы должны какое-то время подождать, после чего выводы делать, в том числе по этому режиму. Надо посмотреть на практические шаги – не на те слова, которые они сегодня говорят, а на то, что они будут делать реально на земле со своими людьми, со своими соотечественниками, которые, например, не поддерживают их взгляды и идеи. Как они будут к ним относиться. И тогда нам станет ясно, с кем имеем дело.

Действительно, талибы пытаются вести себя цивилизованно. Говорят и об образовании для женщин, о том, что они смогут участвовать в выборах, об амнистии для бывших чиновников. Вот что за этим все-таки стоит?

Николай Бордюжа: Я думаю, что за этим стоит то, что они взяли власть надолго. Они рассчитывают строить свое государство. Для того чтобы строить свое государство, нужно умиротворить свое население, а оно очень неоднородно: кроме пуштунов еще очень большая диаспора таджиков, узбеки, хазарейцы и еще много различных мелких национальных групп. И талибы, в основе которых пуштунские племена или выходцы оттуда, должны каким-то образом создать ситуацию, при которой в государстве не будет постоянных конфликтов. Поэтому они говорят такие вот приятные для остальных вещи. Но еще раз повторяю, что надо немножко подождать и посмотреть, что будет.

«Талибан» – это запрещенная в России организация. Тем не менее мы готовы вести с ними переговоры. Сергей Лавров встречался с лидерами движения, и наш российский посол Дмитрий Жирнов ведет переговоры. Какая позиция у России в отношении того, что сейчас происходит в Афганистане?

Николай Бордюжа: Я думаю, что на сию минуту позиция заключается в том, чтобы наблюдать. Мосты не сожжены, Россия не вывела свое посольство и не эвакуировала его из Кабула. Это посольство имеет возможность взаимодействовать с властями, в том числе с талибами и остальными политическими силами, обсуждать те процессы, которые происходят. А это очень важно.

Я думаю, что Россия сегодня – это единственная страна, которая имеет моральное право разговаривать со всеми политическими силами Афганистана, в том числе и с талибами. Единственная страна, которая может им рекомендовать, как себя вести и что не нужно делать. Ну, может быть, еще Китай. Все остальные это моральное право утратили. Прежде всего, Соединенные Штаты Америки. Утратили и западные страны.

Как бы сегодня руководители Евросоюза и НАТО не заявляли: «Мы должны говорить, мы должны обсуждать, мы должны сотрудничать». А как можно сотрудничать после 20 лет бомбардировок, после тысяч убитых мирных граждан? Как и что можно обсуждать после этого? Должно пройти время, прежде чем афганцы, которые пришли к власти, смогут с ними разговаривать. У меня вот такая оценка.

При каких условиях Россия готова будет признать новую власть в Афганистане законной?

Николай Бордюжа: Все зависит от того, как будут развиваться события. Они могут развиваться по нескольким сценариям.

Если будет создано правительство национального согласия, куда войдут представители всех политических сил и национальных групп, и будет взят курс на созидательное направление, на развитие экономики, решение социальных вопросов, тогда можно разговаривать.

Если талибы отвергнут этот вариант и будут у власти единолично, но не будут попирать основных демократических принципов, то тогда с ними тоже можно будет разговаривать.

Если все вернется на круги своя и вновь начнутся массовые казни, начнется угнетение женщин, будут уничтожать все, что связано с цивилизацией, с демократией, то надо думать. Поэтому ближайшее будущее покажет, что будет дальше в Афганистане.