Сегодня в России отмечают День танкиста. Первая боевая техника на гусеницах появилась в начале ХХ века. Но тогда изобретение не оценили по достоинству. Настоящую славу танки снискали во время Великой Отечественной. О том, как советские машины стали оружием Победы, – в материале корреспондента телеканала «МИР 24» Елены Ширяевой.
Здесь каждые 20 минут звучит колокол в память о трех ратных полях России – Куликовом, Бородинском и Прохоровском, где 12 июля 1943 года произошло самое масштабное танковое сражение в истории. На небольшом пятачке шириной в десять километров на бой вышли 1200 машин, 700 с советской стороны, 500 с немецкой.
«Летом 1943 года Гитлер пытался взять реванш за Сталинград. Враг собрал на «Курской дуге» много своих танков – «Тигров» и «Пантер».
«В первый год войны у немцев в танках были радиостанции. У советских этого не было, это был их недостаток. У танков союзников тоже не было такого новшества», – рассказал историк Александр Камкин.
Немецкая машина пробивала броню Т-34 с двух километров. Советские танкисты маневрировали, проявляя невероятное мастерство и мужество. Так, механик-водитель Т-34 Александр Николаев направил горящую «тридцатьчетверку» на немецкий «Тигр» и уничтожил его. Мать вместе с письмом сына получила похоронку.
«Мама, разве я собираюсь умирать. Нет, жить хочется, но пуля не выбирает. Знай, мама, если погибну, то только геройски».
После Курской битвы начался переломный этап войны. Советская армия наступала. Теперь имена тех, кто приближал Победу ценой своей жизни, выбиты на стенах храма Святых Апостолов Петра и Павла в Прохоровке. Мраморные плиты здесь от пола до потолка.
Тысячи британских танкистов, противостоявших нацистам, погибли на севере Египта – в пустыне возле города Эль-Аламейн. В песках до сих пор ржавеют остовы машин и тяжелых орудий. 23 октября 1942 года произошло решающее и самое кровопролитное сражение в Африке времен Второй мировой войны, которое теперь известно как битва при Эль-Аламейне. Сошлись почти 1700 машин.
«Сражение при Эль-Аламейне было первым шагом к капитуляции итало-немецкий войск в Северной Африке. После него Роммель доложил Гитлеру, что дальнейшие военные действия в Северной Африке для немцев невозможны», – отметил историк Константин Залесский.
Эта битва наряду со Сталинградской и Курской считается одним из первых поворотных пунктов войны. После нее период военных неудач союзников сменился полосой побед.
Читайте также: