Профессор: «Самые здоровые люди – те, которые дожили до возраста 90 лет и старше»

16:13 01/10/2021

Ученые выяснили, что люди стали медленнее стареть. Они сравнили физические и когнитивные способности людей в возрасте 75 и 80 лет в разных группах. В одной были люди, живущие в наши дни, а в другой – люди, жившие в 90-е. Оказалось, что у современных пожилых людей мышечная сила, скорость ходьбы, реакции, беглость мышления и скорость речи выше, чем у тех, кто жил в 90-е. Насколько за последние десятилетия сдвинулись границы наступления старости и как можно отодвинуть их на еще более поздний срок, телеканалу «МИР 24» рассказал профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, доктор медицинских наук Андрей Ильницкий.

- Как можно объяснить результаты исследования? Это характерно для всего мира?

Андрей Ильницкий: Мы, гериатры, видим в клинической практике, что самые здоровые люди – те, которые дожили до возраста 90 лет и старше, потому что у них был потенциал здоровья, чтобы дожить до этих лет. Сейчас, имея опыт работы более 20 лет в области геронтологии и гериатрии, мы видим, что наши пожилые люди стали покрепче. Это связано со многими факторами: и с медицинскими технологиями, и с тем, что повысился уровень образования – люди пытаются вести разумный образ жизни, так что это мировая тенденция.

- По данным ВОЗ, с 60 до 74 лет человек пожилой. Старческим называют возраст с 75 до 89 лет. А те, кто перешагнули порог в 90 лет, считаются долгожителями. Насколько эти границы сдвинулись? С какого возраста правильнее будет вести отсчет пожилого возраста?

Андрей Ильницкий: Они не так, чтобы сдвинулись, хотя эти рамки возникли еще в период Римской империи. Если брать литературу по нашей науке, то пожилой возраст мы ведем с 65 лет, потому что в этом возрасте вступают в силу определенные закономерности, свойственные нашей науке, на первый план у человека выходят гериатрические синдромы – снижение памяти, недостаточное питание и так далее.

- По каким критериям можно понять, что биологический возраст определяет паспортный или наоборот?

Андрей Ильницкий: Есть специальные методы. В нашей клинике мы изучаем обмен веществ в клетках, которые выстилают внутреннюю поверхность щеки. Самая простая житейская рекомендация – это определять преждевременное старение по наличию заболеваний. Самое распространенное заболевание, которое приводит к преждевременному старению, это повышенное артериальное давление, это ожирение, сахарный диабет и нарушение обмена холестерина. Если есть что-то из этого, мы можем сказать, что у человека высока вероятность наличия синдрома преждевременного старения.

- Какие симптомы самые тревожные?

Андрей Ильницкий: Главное – надо понимать, что если есть какие-то из этих четырех состояний, то можно с высокой степенью вероятностью предположить, что у человека синдром преждевременного старения. Но есть и одно обстоятельство: если человек лечится, например, если у него есть повышенное артериальное давление, гипертензия, и он принимает препараты для снижения артериального давления, то это нивелирует синдром. Надо знать хорошо свое здоровье и надо понимать, что если есть одно из заболеваний, которые я перечислил, это риск преждевременного старения, но это не беда, надо лечиться. Медицина представляет современные технологии. Если лечить эти состояния. Преждевременное старение уходит.

- Если биологический возраст отстает от фактического, это можно считать признаком долголетия?

Андрей Ильницкий: Да, долголетие формируется на протяжении всего жизненного цикла человека. То, как мы ведем себя в детстве, это показатель того, как мы будем стареть. Питание ребенка до трех лет формирует микробиоту кишечника, и если питание правильное, микробиота поддерживает долголетие. Очень важно на протяжении всей жизни вести разумный образ жизни, чтобы достичь долголетия и здорового состояния.

- Что делать в среднем возрасте, чтобы отодвинуть границы пожилого?

Андрей Ильницкий: Есть понятие жизнеспособности, мы это еще называем неуязвимостью. Чтобы было понятно, эта неуязвимость формируется благодаря четырем позициям: первая – правильный уровень физической активности. Современный взгляд ВОЗ заключается в том, что не должно быть ни минуты покоя. Любую возможность, чтобы двигаться, ходить, бегать, нужно использовать – только не сидеть.

Второе – это правильное питание. Побольше овощей и фруктов – мы рекомендуем 500 граммов красного, желтого, зеленого, хрустящего – это свежие овощи и фрукты, в крайнем случае, свежезамороженные. Побольше белков растительного происхождения: каши, бобовые культуры, орехи, поменьше красного мяса, колбас, говядины, побольше рыбы морской или речной.

Третье – это резилиенс-психология. Важно уметь справляться со стрессом и понимать, что та роль, которую ты занимаешь в жизни, она твоя, ее надо уважать. Это позволяет жить в согласии с миром.

Четвертое – резилиенс-препараты. Если есть болезни, это не беда. Современная медицина достаточно прогрессивна. Если раньше у человека было повышенное артериальное давление, люди нередко умирали в молодом возрасте от осложнений – инсульта или инфаркта. Современная терапия позволяет эти осложнения отсрочить, человек будет жить дольше.

- Тем, кому больше 65-ти, что порекомендуете?

Андрей Ильницкий: Все то же самое. Эти рекомендации по формированию жизнеспособности одинаковы для людей любого возраста, единственное – питание немножко отличается, потому что у людей после 65-ти в рационе должно быть много белка. Если у людей среднего возраста где-то 0,8 грамма на килограмм массы тела, то у пожилых – 1,2 грамма.

Здесь можно побольше мяса, белков растительного происхождения, кисломолочных продуктов, сыров, необходимо употреблять рыбу. Как ни странно, можно позволять себе сладкое. Если людям среднего возраста сладкого поменьше, то после 65-ти это нужно, потому что глюкоза нужна для нормальной работы головного мозга. Это профилактика деменции, если нет специальных противопоказаний.

- Что является самым важным для счастливого долголетия?

Андрей Ильницкий: Современные специалисты в возрасте антивозрастной медицины говорят, что долголетие – это образ жизни. Генетика имеет значение, но она не на первом плане. Образ жизни, то, как мы питаемся, двигаемся, как мы себя чувствуем, правильно ли мы находим гармонию с миром и собой, лечим ли мы болезни, которые неизбежно возникают, – это все приводит и к увеличению продолжительности жизни, и к повышению качества жизни уже в преклонном возрасте.