Единственное млекопитающее Каспийского моря: как сохранить краснокнижного тюленя?

19:36 04/10/2021

Россия и Казахстан подписали план совместных действий по сохранению популяции каспийского тюленя. Что нужно сделать для спасения уникального животного, телеканалу «МИР 24» академик РАН, доктор биологических наук, научный руководитель экологических и природоохранных проектов и международных программ Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН Вячеслав Рожнов.

- Каспийский тюлень внесен в Красные книги Казахстана и России. Почему животное называют уникальным?

Вячеслав Рожнов: Каспийский тюлень, или каспийская нерпа – это единственное млекопитающее, которое живет в Каспийском море. Тюлени живут и в северных морях, и в других, а в Каспийском живет совершенно самостоятельный вид, он живет только там. Он интересен тем, что оказался в Каспийском море – это закрытый водоем, который не связан с другими морями. Откуда он там взялся, как он там живет – это все определяет особенности, которые чрезвычайно интересуют ученых.

- За последнее время, по данным ученых, численность каспийского тюленя сократилась на треть. Насколько это серьезно для популяции?

Вячеслав Рожнов: Если говорить о конкретной численности, сами судите: примерно лет сто назад этого тюленя в Каспийском море было порядка миллиона особей. Сейчас порядка 250 – 270 тысяч. Идет резкое сокращение численности.

- У разных прикаспийских стран эти данные отличаются. Почему?

Вячеслав Рожнов: По разным причинам. Во-первых, сейчас Каспийское море поделено на пять частей – по странам, которые его окружают. Каспийский тюлень живет главным образом в северной части моря – это казахстанская акватория, российская акватория. Почему он там живет? Потому что там лед, потому что он привязан ко льду – он щенится на льдах, приносит на них потомство, отдыхает на них, линяет. Чтобы провести учет тюленя, используются самые разные методы. Сейчас наиболее активно используются авиаметоды, но они тоже разные, поэтому у разных стран получаются разные цифры.

Мы сейчас идем к тому, чтобы провести учет совместно с нашими казахстанскими коллегами и нашими учеными над акваторией северного Каспия, над акваториями наших стран, по единой методике, чтобы более точно знать численность этого тюленя.

Одни тюлени плавают, другие ныряют, и сейчас отрабатываются методы подсчета тюленей на льдах. С помощью тепловизоров, видеокамер, которые установлены на специальных самолетах.

- Что вызвало массовое сокращение численности тюленя?

Вячеслав Рожнов: Человек постарался повсюду, где он и присутствует, в том числе на Каспийском море. Здесь комплекс и антропогенных, и естественных причин. Что касается естественных причин, например, идет процесс глобального потепления, в том числе он касается Каспийского моря. Чем это грозит тюленю? Тем, что лед, который находится в северной части Каспийского моря – в акватории казахстанской, российской – его площадь уменьшается, а это уменьшает площадь, на которой животные могут приносить потомство.

Другие причины – это естественные процессы, которые происходят в Каспийском море. Долгое время на них не обращали внимания. Сейчас, особенно после того, как все видели, взрыв на Каспийском море газов, которые собрались на едином пространстве. Это был огромный взрыв, но такие выделения газов происходят постоянно, и собираются газовые линзы над поверхностью воды и, если тюлень проплывает через такие линзы, он может отравиться этим газом – это тоже может быть причиной гибели тюленей.

Долгое время считали, что с уменьшением численности этого тюленя связано рыболовство. Это так, потому что какое-то время была переэксплуатация рыбных запасов, а здесь конкурентом тюленю выступает человек, который употребляет ту же самую кормовую базу, в том числе это и загрязнение Каспийского моря. Всем известно, что есть нефть, которая произвольно выделяется в Каспийском море, поднимается, растворяется в воде и может отравлять самого тюленя, его кормовую базу, в том числе это и способ добычи нефти, которую использует человек. Понятно, что суда тоже активно ходят по Каспийскому морю – от них загрязнение есть.

Эти факторы тоже повлияли на жизнь каспийского тюленя.

- Специалисты заметили, что распространяются инфекционные заболевания в популяции каспийского тюленя. Чем болеют тюлени?

Вячеслав Рожнов: Это вопрос очень интересный, важный, к нему мы сейчас подходим, как и к другим видам исследований в дикой природе, с точки зрения инфекционных заболеваний. Какое-то время назад была массовая гибель каспийского тюленя – брали у них пробы и выявили, что у них была чума плотоядных. Эта болезнь характерна для собак, в частности. Откуда это берется у тюленя, нам до конца непонятно, но многие хищные болеют этой болезнью, пути поступления, особенно для каспийского тюленя не до конца понятны.

Именно поэтому нами сформирована комплексная программа изучения каспийского тюленя, в том числе инфекционных заболеваний, генетического разнообразия этого вида, в том числе тех факторов, которые на него влияют, кормовая база – как она определяет существование каспийского тюленя и целый ряд других вопросов: пути их миграции, время рождения детенышей и места рождения, то есть большая комплексная программа – она осуществляется второй год.

- Какие меры принимаются для восстановления популяции и сохранения этого тюленя? Президент Казахстана предложил создать в северном Каспии государственные резерваты. Что это?

Вячеслав Рожнов: Особо охраняемые природные территории, акватории, которые необходимы для того, чтобы дать тюленям спокойно выводить потомство, спокойно линять и так далее. Это хорошее предложение. Чтобы принимать какие-то меры, мы должны знать причины: почему все это произошло, чтобы блокировать эти причины. Для этого надо его изучать.

Мы сотрудничаем с казахстанским Агентством прикладной экологии, и вместе нашими коллегами изучаем тюленя. С российской стороны наш институт – головной в этой программе, но с нами в этой программе участвует и ВНИРО, его филиал на Каспии. Все вместе мы эти вещи изучаем. Нам помогает и фонд «Чистые моря», с которым мы этой осенью предполагаем проводить учеты каспийского тюленя на самолетах со специальным оборудованием. Это поиск тех причин, которые необходимо блокировать, чтобы каспийский тюлень хорошо жил на Каспии, чтобы попытаться восстановить его численность.