В России обнаружили новый штамм коронавируса. Его назвали «потомком дельты». Впервые его выявили в Великобритании. Насколько опасен новый штамм и как быстро он захватит мир, телеканалу «МИР 24» рассказал вирусолог, заведующий лабораторией биотехнологий и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН Сергей Нетесов.
- Британские вирусологи заявили, что у 10% заболевших коронавирусом обнаружена модификация штамма «дельта». Есть мнение, что он станет опаснее индийского. При каких условиях это возможно?
- Ученые считают, что новая мутация заразнее «дельты» на 10 – 15 процентов. Как быстро она может распространяться?
Сергей Нетесов: Вирус распространяется от человека к человеку, и каждый следующий человек должен сначала прожить пять – семь дней инкубационного периода, а потом начинать выделять этот вирус и заражать следующего. Но вариант «дельта» опаснее предыдущего уханьского варианта и заразнее был в несколько раз, а не на 10%, поэтому я и другие специалисты считаем, что он не будет сильным конкурентом варианта «дельта».
- Некоторые эксперты говорили о том, что «дельта» может стать последним доминирующим вариантом коронавируса. Но эволюция вируса продолжается?
Сергей Нетесов: Эволюция называется словом развитие. Но дело в том, что развитие далеко не всегда идет в сторону ухудшения его свойств для человека. Оно может идти, наоборот, в сторону например, меньшей патогенности, вряд ли оно пойдет в сторону меньшей заразности, но меньшей патогенности вполне может пойти.
-Если в целом говорить о штамме «дельта», на сегодня он самый распространенный в мире, и медики давно поняли, что к лечению, к борьбе с ним надо приступать сразу после того, как человек почувствует недомогание. Необходимо сразу принимать противовирусные препараты?
Сергей Нетесов: Дело в том, что истинно противовирусных препаратов у нас до сих пор практически нет. В США один препарат разрешенный, и тот смертность не уменьшает. Там появился недавно молнупиравир, но этот препарат находится в стадии клинических испытаний. Он, действительно, смертность уменьшает на 50%. Но что толку, он нам недоступен. В США не всем доступен. Главное, что мы должны у себя в стране сделать – это, конечно, вакцинироваться.
- По-прежнему самым действенным способом обезопасить себя от тяжелых последствий остается вакцинация?
Сергей Нетесов: Вы совершенно правы. Я лично вакцинировался 1,5 месяца назад.
- Самые незащищенные – это те, кто еще не переболел и не привился?
Сергей Нетесов: Совершенно верно. Это самые незащищенные, но сюда надо добавить людей, которые в этой же ситуации больны диабетом 1 и 2 типа и серьезными хроническими заболеваниями внутренних органов.
- Вакцины, которые на сегодня зарегистрированы, сколько еще смогут защищать человечество от коронавируса?
Сергей Нетесов: Такие компании как Pfizer и Moderna уже сделали варианты вакцин на основе варианта «дельта». И, насколько я знаю, у нас в центре Гамалеи над этим работают, и уже первые кандидатные штаммы получили. Но они должны пройти испытания, и только потом их надо применять.
Существующие вакцины «Спутник» и вакцины компаний Pfizer и Moderna процентов на 85 – 90 защищают. Это меньше, чем от исходного варианта, но уровень защиты достаточно большой, а, во-вторых, люди только что вакцинированные болеют очень легко, если вообще болеют. Смертельных исходов практически нет. Надо не обращать внимания, не ждать какой-то супер-пупер вакцины, которая, может, только через полгода придет, а надо сейчас это делать, как делают жители Западной Европы и всех ведущих стран мира.
- Лекарство от коронавируса в будущем может появиться?
Сергей Нетесов: Давайте сопоставим две вещи. Есть профилактика в виде вакцинации и есть лечение. Лучше не допустить болезнь, чем ее лечить, тем более, когда человек находится уже на ИВЛ. Это уже та стадия, в которой вероятность умереть уже не проценты, а десятки процентов. Поэтому профилактика в отношении вирусных инфекций – это намного лучше, чем лечить.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира