Россияне отмечают День народного единства. 409 лет назад народное ополчение разгромило в Москве польско-литовских интервентов. Из-за пандемии коронавируса шумных празднеств и гуляний не будет, большей частью все пройдёт в виртуальном формате. Сейчас в стране проживает 190 народов, из них 46 являются коренными малочисленными этносами. О жизни одной из народностей севера, хантах – материал корреспондента Дмитрия Забрудского.
Обувшись в кисы – национальную обувь из оленьей шкуры, – хант Дмитрий Русскин идет проверять свое богатство – стадо оленей. Сохатые – главный источник благосостояния северных народов.
«Олени для ханта – это все: и постель, и одежда, и еда и транспорт», – говорит глава стойбища Дмитрий Русскин.
По нынешним меркам Русскин – хант зажиточный. И суеверный. У него больше сотни оленей. Сколько точно, не говорит: плохая примета. На соседних стойбищах его называют «асфальтовым» аборигеном. Когда-то он бросил все и уехал жить в город. Но вовремя передумал и вернулся в тайгу.
«Мы верим костру, солнцу, луне. У нас свои куклы, мы верим в это. И раньше верили. Это не мы придумали, это придумали еще со сказочных времен наши деды и прадеды», – рассказал Дмитрий Русскин.
Ханты внесены в список малочисленных народностей, их чуть больше 30 тысяч. В прошлом году в России была принята программа поддержки коренных малых народов Дальнего Востока и Севера. Теперь им помогают не выживать, а развиваться.
«На территории Ханты-Мансийского округа образовано 475 территорий традиционного природопользования. Хочу отметить, что в России, да и в мире в целом такого количества территорий не зарегистрировано нигде более. Это более 11 млн гектаров, где проживают, ведут свою хозяйственную деятельность порядка 4,5 тыс. представителей коренных народов Севера», – рассказал сенатор, глава Ассоциации народов Севера Александр Новьюхов.
Стойбище Айпиных из оленеводческого хозяйства превратилось в туристическую Мекку. Небывалое дело для хантов. Обычно северные народы живут замкнуто и чужаков не любят. А в этом стойбище и встретят, и накормят, и древним ремеслам научат. Обещают с головой окунуть в мир коренных народов Русского Севера.
«Хочется общения. Все равно в лесу мало очень общения. Я не помню такого, чтобы мы гостя не приняли. Наоборот, радуешься, гость приехал, и хочется принять как можно лучше, хочется себя показать с хорошей стороны», – сказала жена главы стойбища Любовь Айпина.
Тенями далеких предков ханты становиться не намерены. К кочевой истории возвращаются все больше представителей малых этносов. А в городах к традициям предков приобщают и детей. Учат нее только родным языкам, но и ремеслам.
Подробнее в сюжете: День народного единства