Стоимость биткоина опустилась до 60 тысяч долларов. Почему лихорадит крипторынок и как до конца года может измениться капитализация топовых монет, телеканалу «МИР 24» рассказал основатель платформы для криптофондов Владимир Смеркис.
- Что происходит с биткоином?
- Тренд на общий рост криптовалют сохраняется?
Владимир Смеркис: Да, безусловно. Мы еще на очень раннем пути. Моя теория о том, что биткоин достигнет 75 тысяч долларов в ближайшие месяцы, все еще актуален. Понятно, что могут быть коррекции, которые на этом рынке очень часто происходят, но глобальный тренд – на повышение. Я связывают это с ростом интереса институциональных инвесторов. Мы знаем, что большое количество фондов сейчас заходит – несравнимо большее количество серьезных институциональных денег по сравнению с 2017 годом, поэтому, я думаю, нам есть куда расти.
- Сложность добычи биткоина выросла на 52%. Почему?
Владимир Смеркис: В функционал и формулу биткоина заложены так называемые халвинги, когда вознаграждение падает в два раза при определенных обстоятельствах. Это нормально и закономерно. Во-вторых, с такой стоимостью за один биткоин большее количество майнеров подключается к сети, и все они воюют за то, чтобы найти ту самую награду, которая платится на общее количество майнеров. Чем больше в сети работает дата-центров, тем сложнее добыть один биткоин.
- Что происходит с альткоинами?
Владимир Смеркис: У всех все по-разному. Среди альткоинов есть лидеры – Ethereum, BNB – одна из крупнейших валют крупнейшей биржи в мире Binance. Они повторяют успех биткоина. Если мы смотрим на графики, если растет биткоин, его догоняют альткоины. То же происходит в обратную сторону: когда биткоин падает, альткоины тоже идут вниз. Сейчас мы фиксируем огромное количество новых криптовалют – их больше нескольких десятков тысяч. Любой человек может создать свой альткоин – это несложно, есть огромное количество конструкторов, но экосистемами вокруг альткоинов могут похвастаться считанные единицы.
На Ethereum, например, создано огромное количество других криптовалют, есть NFT-площадки, маркетплейсы, много всего, а для новичков на рынке маленьких альткоинов экосистемы еще не создано, поэтому спроса на них меньше: они могут в моменте показывать существенный рост, но так же быстро идти в обратную сторону.
На любом рынке, в том числе фондовом, чем больше возможность заработать,тем выше возможность потерять капитализацию очень быстро.
- Кто-то может повторить успех биткоина?
Владимир Смеркис: За это борются практически все альтернативные криптовалюты: повторить могут, но насколько они удержатся? Нужно помнить, что биткоин занимает практически 50% всего криптовалютного рынка.
- Одни валюты показывают устойчивый рост, а другие даже прекратили свое существование. Почему так?
Владимир Смеркис: По моим оценкам, с 2017 года больше 95% проектов прекратило существование. Если мы проведем аналогию с бумом доткомов, огромное количество интернет-компаний тогда развивалось, имели огромный потенциал по сравнению со своими конкурентами, однако развиться до уровня Amazon и других доткомов, которые сейчас показывают фундаментальные результаты, под силу было немногим.
Это зависит от людей, которые стоят во главе корабля. То же самое с криптовалютами. Когда интерес к новому технологичному рынку существует, много инвестиций появляется на этом рынке, они раздаются направо и налево, то есть денег существенно больше, чем значимых и знаковых проектов, однако добежать до результата удается немногим.
- По прогнозам, к концу года биткоин будет стоить до 80 тысяч долларов, а Ethereum – до 6 тысяч. Насколько оправданы подобные ожидания?
Владимир Смеркис: Я думаю, что эти цифры вполне реализуемы. Однако, если вспомнить прогнозы ведущих банков, в 2017 году они пророчили биткоину стоимость 100 тысяч долларов, 150 тысяч, но этого не случилось. В целом, капитализация всех криптовалют очень маленькая, поэтому любой черный лебедь, а их на крипторынке существенно больше, чем на классических рынках, может такие планы скорректировать. Реалистично ли достичь этих цифр, о которых вы только что сказали, – безусловно, да. Но может ли что-то случиться, чтобы возникли препятствия на пути, конечно, тоже – да.
- В России вопрос регулирования криптовалют отражен в законе о цифровых финансовых активах. По текущему курсу роскошь вкладывать деньги в биткоины доступна только избранным. Альткоины доступнее, но их много. По каким критериям новичок на рынке может судить о надежности и перспективности цифровых активов? Как найти криптовалюту с потенциалом роста?
Владимир Смеркис: Это самое ошибочное мнение, потому что биткоин вы можете покупать вплоть до восьмого знака после запятой, то есть на 100, 200, 300 долларов в рублевом эквиваленте. То же самое касается большинство альткоинов. Говоря о том, как выбирать актив, чтобы положить себе его в портфель, я бы смотрел на первую десятку по капитализации, на активность и инфраструктуру вокруг этих криптовалют, на людей, которые стоят во главе этой истории. Мы знаем, что только биткоин славится своей анонимностью.
Сатоси Накамото пока что непонятно, кто это: группа лиц, человек, жив он или нет, но в остальном мы знаем лидеров тех или иных блокчейнов или криптовалют, в частности, я бы обращал внимание на это: люди, капитализация и созданная экосистема инфраструктуры. Чтобы вкладываться в криптовалюты, я бы рекомендовал узнать, что это такое, что они имеют под собой: не просто средство платежа. На базе того же Ethereum (второй по капитализации криптовалюты в мире) вы можете создавать свои криптовалюты, смарт-контракты, когда к вам на счет поступают деньги, можете каким-то образом распределять их, и это очень много откроет нового для людей, которые собираются вкладываться в одну или во вторую криптовалюту.
Для начинающих инвесторов я бы смотрел на первую десятку, которая известна, капитализацию которой можно посмотреть на большом количестве ресурсов.
- Криптовалюты эксперты финансового рынка относят к разряду рискованных активов. На ваш взгляд, когда и при каких условиях эта ситуация может измениться?
Владимир Смеркис: Думаю, что правильно и честно называть это высокорисковыми активами, именно поэтому для большого количества крупных инвесторов они являются интересными, потому что сейчас на депозитах на классическом рынке заработать достаточно сложно, и все нужны рисковые и высокодоходные активы. Думаю, что волатильность и риск будут снижаться по мере того, как капитализация всего рынка станет большой. Для этого нам нужно больше разрешительных актов с точки зрения государства – не только российского, но и международного.
Мы знаем, что в мире активно развивается эта история. Что в Швейцарии это является платежным инструментом, что Япония экспериментирует с этими форматами взаимоотношений. Когда капитализация всех криптовалют вырастет раз в 10 – 20, волатильность должна уйти, потому что такое колебание и зависимость от крупных инвестиций больших игроков, когда они продают или покупают криптовалюту, будет минимизироваться.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира