Иммунитет против ковида: какая защита сильнее?

16:32 18/11/2021

Ученые считают, что самым сильным иммунитетом против коронавируса является гибридный. Как он возникает и можно ли его поддерживать, телеканалу «МИР 24» рассказал доктор биологических наук, заведующий сектором молекулярной вирусологии биологического факультета МГУ Алексей Аграновский.

- Что такое гибридный иммунитет, когда он появляется?

Антитела после вакцинации и после болезни
Алексей Аграновский: Имеется в виду, что человек вырабатывает различные антитела. Возбудитель COVID-19 – сложно устроенный вирус, там есть много разных структурных белков. Видимо, гибридный иммунитет подразумевает, что образуются антитела на все или почти все из этих белков.

Однако я не совсем согласен, что это самый лучший иммунитет, потому что достаточно мощный иммунитет формируется при иммунизации «Спутником» или Pfizer, или Moderna, то есть вакцинами, которые доставляют в организм на короткое время белок шипа коронавируса, и на него образуются нейтрализующие антитела. Этого, я считаю, достаточно. Есть сведения, если человек привился, а потом переболел, то у него получается хороший иммунитет, – происходит бустирование, и помимо нейтрализующих антител к белку шипа вырабатываются другие антитела, и они покрывают, как говорил Жванецкий, «как бык овцу», все возможности ковида. Возможно, это и так.

В моем случае было именно таким образом: я привился «Спутником», а потом через полгода в легкой форме переболел «дельтой». Я считаю, что это дало хороший результат – пока что я защищен, но через некоторое время придется ревакцинироваться. Я к этому готов и спокойно к этому отношусь.

- Если человек переболел в первой волне, а потом через полгода вакцинировался, это тоже дает гибридный иммунитет?

Алексей Аграновский: Это тоже дает гибридный иммунитет, конечно. Это разумный шаг, потому что после естественно перенесенной болезни образуется много разных антител, но следует учитывать, что часть из них – это шлак: например, антитела к белку нуклеокапсида не дадут хорошей защиты, только часть из них пригодится, если произойдет встреча с вирусом второй раз. Комбинация «прививка + перенесенное заболевание» даст то, что нужно, в результате.

- Если человек переболел, а затем привился векторной вакциной, то у него уровень антител уже после первого укола на порядок выше, чем у человека, который до прививки не болел. Есть такое мнение. Может быть переболевшим второй укол и не нужен?

Алексей Аграновский: Есть разные точки зрения. Я считаю, что привиться первым компонентом вакцины «Спутник» достаточно после перенесенного заболевания. Если в центре, где проводятся прививки, настаивают на двух дозах, надо это сделать, вреда не будет, это неопасно. После перенесенного заболевания или первичной вакцинации второй раз можно делать и один укол, и два. Это не угрожает здоровью, а результат может быть даже лучше, чем в случае единократного укола.

- Зависит ли уровень надежности гибридного иммунитета от того, какой тяжести у человека было заболевание, если он сначала переболел, потом привился?

Алексей Аграновский: Есть некоторые сведения, что при тяжелом и среднем заболевании иммунный ответ более сильный, и антител образуется больше, и нейтрализующих антител образуется больше. Но это надо проверять, эта эпидемия новая, и вакцинации без году неделя, не вся статистика еще собрана, но такие сведения уже поступают.

Самое простое в этой ситуации – понять, что должен сделать каждый из нас: я считаю, что он должен вакцинироваться после заболевания. По какой схеме – не столь важно, и два укола «Спутником», например, это вполне приемлемый ход событий, и вполне то решение, которое вы можете принять. Говорить об общих вещах не так интересно, как понять, что делать именно мне, вам, нашим близким и окружающим нас людям.

- Предположим, человек не болел, вакцинировался и спустя какое-то время провел вторую вакцинацию препаратом другого типа. Каким будет иммунитет в таком случае?

Алексей Аграновский: Смотря чем он привился второй раз. Цельновирионной если – будет гибридный иммунитет. Если он привился «КовиВаком», будет гибридный. Следует иметь в виду, что многие гоняются за вакциной «КовиВак». Ничего плохого о ней сказать не могу, хорошего тоже – просто потому, что не было пока опубликовано никаких результатов, но, судя по другим цельновирионным вакцинам, по которым данные есть, в качестве первичной вакцины она не очень хороша, «Спутник» лучше, а в качестве ревакцины она вполне может оказаться хорошей.

- По «КовиВаку» идет набор волонтеров на третью стадию испытаний, причем и в группе 18 – 59, и в группе 60+.

Алексей Аграновский: Да, пускай испытывают, сообщают – посмотрим, но ждать многого от цельновирионных вакцин не приходится. Как единственное средство защиты они могут оказаться позади вакцин векторных на платформе аденовируса или МРНК-вакцин.

- Как долго сможет работать гибридный иммунитет? Шаг по ревакцинации в полгода при таком иммунитете сохраняется?

Алексей Аграновский: Видимо, да. К сожалению, иммунитет против этого коронавируса и его белков не такой длинный. Это свойство этого микроорганизма. Заранее этого никто знать не мог, делали разные типы вакцин, но все они поддерживают иммунитет, который достаточно короткий. Срок шесть – девять месяцев, а потом ревакцинироваться – вполне разумный, хотя нет полной уверенности, что это так. Возможно, иммунитет держится дольше. Там же не только от титра антител зависит. Я бы лично не делал тесты – это все интересно фирмам, которые делают эти анализы за деньги. Есть еще клетки памяти, которые вырабатывают нужные антитела, даже когда упал титр. Клетки памяти, возможно, защитят нас гораздо дольше.

- В качестве одного из средств при лечении ковида используется плазма крови переболевших. Много споров по поводу способа лечения, но он вроде бы работает. Если у человека гибридный иммунитет, его плазма лучше будет работать?

Алексей Аграновский: Да, речь идет о плазме. Сначала было больше энтузиазма по поводу перспектив этого способа лечения, сейчас их несколько меньше, но, я думаю, если его применять, то плазма от человека с гибридным иммунитетом будет лучше. Будем читать статьи, будет накапливаться статистика – мы многое поймем. Не будем забывать, что это эпидемия, и борьбе с последствиями COVID-19 всего два года. Это очень короткий срок для таких процессов, чтобы их понять во всех деталях.