Борьба с контрафактом. В Казахстане производители обуви подстраивают свой бизнес под требования ЕАЭС. Туфли, ботинки, сапоги и даже тапочки теперь подлежат обязательной маркировке. Как наносят специальный код и для чего он нужен, узнала корреспондент «МИР 24» Александра Салмина.
Пара секунд – и код на коробке. Теперь покупатели будут точно уверены: товар легальный и качественный. Свою обувь в промышленных масштабах компания маркирует с 1 ноября. У единого оператора заказали три тысячи этикеток.
«На данном этапе как производителю то, что мы сейчас по ценам маркировок, которые мы купили, для производителя стоимость одной этикетки один тенге. Пока я не вижу значимого скачка в цене», – указала финансовый директор обувной фабрики Дана Каражанова.
Чтобы клеить этикетки, пришлось дополнительно нанять еще одного сотрудника. Но и с этими расходами стоимость одной пары вырастет максимум на два цента, говорят на фабрике.
Нужен еще и специальный термотрансферный принтер для распечатки кодов. Это почти 120 долларов, но здесь такой был и раньше. Тратиться не пришлось. А тем, кто только планирует его купить, поможет государство.
«Для отечественных производителей есть правило по возмещению затрат на новое оборудование, которое они закупили. То есть это 50 % возмещается», – сказал эксперт управления легкой промышленности комитета министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Фаррух Изатуллаев.
Ботинки, туфли и сапоги для покупателя тоже не должны стать роскошью. Сейчас средняя цена на обувь в Казахстане – порядка 25 долларов, из-за маркировки стоимость вырастет примерно на 1 %, говорят специалисты. Нововведение невыгодно только недобросовестным бизнесменам, которые нарушают правила ввоза товара.
«Минимальный объем теневого импорта составляет 48,5 % от всего импорта. Пользуются услугами сомнительных каргоперевозчиков, которые там за определенную плату за килограмм привозят весь груз. Практика показывает, что этот груз даже не растамаживается и за него, соответственно, не платятся какие-либо виды налогов», – рассказал руководитель проекта Центра развития цифровой экономики Мухаммедхайдар Сеит.
Они-то и должны уйти с обувного рынка, считают специалисты. Это позволит сократить число контрафактной продукции.
«Сейчас на прилавках у нас 99 % пар – это остатки товаров, которые были произведены или ввезены до 1 ноября. Многие участники не видят целесообразным это маркировать», – добавил Мухаммедхайдар Сеит.
Однако этот товар тоже необходимо промаркировать – по упрощенной системе. А уже в апреле любая обувь без специального кода – тапочки это или сапоги – будет под запретом. Импортеры нанести его могут как на фабриках за рубежом, так и на таможенных складах уже в республике.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: 10 лет ЕАЭС