«Спутник М»: когда может начаться вакцинация подростков в России?

20:23 23/11/2021

В Москве проходит третья фаза клинических испытаний вакцины «Спутник М» для подростков. Уже 400 человек сделали прививку в рамках этих исследований. Как они проходят и почему во многих странах задумались о необходимости вакцинировать детей, телеканалу «МИР 24» рассказал доктор медицинских наук, профессор, главный педиатр Департамента здравоохранения Москвы, главный врач Детской городской клинической больницы им. Башляевой, заслуженный врач Российской Федерации Исмаил Османов.

- Почему появился вопрос детской вакцинации сейчас?

Польза и риски вакцинации детей от ковида:
Исмаил Османов: На заре пандемии бытовало мнение, что дети не болеют, болеют бессимптомно, только передают инфекцию, и опасений быть не должно. Но мы в системе здравоохранения московской были готовы к любым поворотам событий, были оснащены все детские стационары, все было сделано на случай, если дети будут болеть в большом количестве.

Прошел примерно месяц, чтобы понять, что дети болеют, в том числе тяжело. За все это время зарегистрировано более 200 тысяч заболевших детей, из которых более 9 тысяч прошли лечение в условиях стационара. Это дети, которые нуждались в стационарном лечении, которые болели в средней и тяжелой форме. С учетом последней волны, тенденции к омоложению вируса, когда дети раннего возраста болеют, дети грудного возраста, новорожденные, когда мы видим более стремительное течение инфекции. Если раньше в среднем это занимало около семи дней, чтобы клиническое течение утяжелялось, то теперь это два – три дня, когда ребенок может серьезно уйти в тяжелую форму, стремительно увеличится объем поражения легких.

Такая ситуация определяет необходимость совершенствования не только методов лечения детей, чем мы постоянно занимаемся, но и задуматься серьезно о вакцинации. То, что дети являются уязвимыми, что это напрямую зависит от взрослых, от родителей, мы убедились летом, когда дети не посещали образовательные учреждения, но болели, болели, потому что болели родители, заражали детей, и мы имели семейные случаи заболевания. Родители не задумывались о собственном здоровье, о здоровье своих близких и о здоровье детей.

Вопрос вакцинации детей стал актуален, он актуален в других странах мира, и мы тоже начали проводить эту работу, чтобы защитить наших детей.

- 200 тысяч детей с начала пандемии?

Исмаил Османов: За всю пандемию по Москве.

- Сколько в неделю госпитализируют детей и подростков?

Исмаил Османов: На сегодняшний день болеют около шести тысяч детей в Москве, из них 126 находятся в стационаре, в том числе шесть детей в отделении реанимации.

Коронавирусная инфекция опасна даже для детей, которые бессимптомно перенесли заболевание. Мы должны думать о возможных осложнениях, о постковидных проявлениях: мультисистемный воспалительный синдром, когда поражается целый ряд органов и систем, нуждающихся в лечении в условиях реанимации, это и поражение отдельных органов и систем: сердечно-сосудистой, почек, иммунной системы, нервной. Здесь нет прямой связи между тяжестью перенесенной инфекции и последствиями, которые проявляются через две – четыре недели. Даже если ребенок перенес бессимптомно, у него эти осложнения могут возникнуть, и мы очень часто узнаем об этом ретроспективно. Когда ребенок пришел в стационар, мы видим, что у него, например, болезни сердечно-сосудистой системы, нарушение ритма. Когда мы спрашиваем родителей, болел ли он коронавирусной инфекцией, категорически отрицают, потому что они об этом не знают. Но, ретроспективно определяя уровень антител, мы узнаем, что ребенок болел, и очевидна такая причинно-следственная связь.

С этих позиций тоже важно вакцинировать детей, чтобы в последующем не развились заболевания с серьезным исходом.

- Как организовано клиническое исследование «Спутника М», на каком этапе находится?

Исмаил Османов: Первые две фазы стартовали в июле, мы наблюдаем за этими подростками в течение 365 дней, и результаты первой и второй фазы показали высокую иммуногенность этой вакцины, безопасность. Там приняли участие 100 подростков. Сейчас идет третья фаза, в которой планируется участие трех тысяч добровольцев. Сначала мы тщательно изучаем медицинскую документацию, имеющуюся в единой медицинской информационной системе о кандидатах в добровольцы. Станут ли они добровольцами, покажет скрининг, который мы проводим в исследовательском центре.

Когда мы видим, что нет явных противопоказаний, дальше мы приглашаем их, они проходят полное обследование, и тогда принимается решение о включении этих подростков в число добровольцев. Когда они включаются, вводится первый компонент вакцины, дальше идет мониторирование состояния здоровья. На протяжении исследования восемь раз подросток посещает исследовательский центр, за ним и дистанционно наблюдают в течение 365 дней.

- Сама вакцина чем отличается от других?

Исмаил Османов: Она по составу ничем не отличается, отличается дозой – это одна пятая дозы вакцины «Спутник V». Это доза, которая была в первой фазе определена Институтом Гамалеи как эффективная и безопасная.

- Когда в России может начаться массовая вакцинация детей и подростков?

Исмаил Османов: Я не уполномочен делать заявления и прогнозы. Факт, что вакцина нужна, мы сейчас ее исследуем, результаты тщательно мониторирутся и независимым комитетом. Мы доложим результаты, а дальше будет принято решение.