Иммунолог: Ранее переболевшие и вакцинированные от COVID-19 могут частично потерять защиту от нового штамма

19:39 26/11/2021

Человечеству угрожает африканская версия коронавируса. ВОЗ назначила экстренное совещание. Случаи заражения зафиксированы в Ботсване, Южной Африке и Гонконге. В Гонконг вирус пришел из ЮАР. Насколько новый штамм может быть опаснее «дельты», телеканалу «МИР 24» рассказал кандидат медицинских наук, иммунолог Николай Крючков.

- Что известно о новом штамме?

Николай Крючков: Известно, что аномальное количество мутаций обнаружено в новой линии B11 529, а именно больше 30. Это крайне много. Фактически там присутствуют мутации, которые есть у «дельта», у «бета» и новые мутации, пока с не совсем понятными свойствами. Все они локализуются в двух областях коронавируса – в так называемом RBD-домене и в NTD-домене. RBD – это тот, через который происходит связывание коронавируса с рецепторами тела человека и проникновение вируса. Это наиболее иммунногенная область, поэтому предварительный вывод, что масштабные мутации могут привести к тому, что иммунная система у человека, который ранее переболел коронавирусной инфекцией или вакцинировался, может частично потерять защиту от нового штамма, частично он может обходить барьеры специфического адаптивного иммунитета, и заражать с большей вероятностью, с большими рисками, вызывать заболевание с большими рисками рисками. Пока это предположение, но часть мутаций об этом говорит.

Кроме того, быстрое распространение вируса в провинции Гаутенг, еще в двух провинциях, а также в Ботсване, правда, по ней сейчас мало информации, говорит о том, что, скорее всего, заразность новой линии превышает заразность «дельты». Напомню, что постуханьские штаммы имели заразность в районе 2,6 – 3, «дельта»-линия имела заразность 8. Вероятно, новая линия будет иметь еще более высокую заразность – как бы не на уровне выше 10. Это серьезная прибавка в заразности, скорее всего, достаточная, чтобы новая линия стала распространяться быстрее.

- Многие думали, что «дельта» будет последним доминирующим штаммом. Ошиблись?

Николай Крючков: И моя позиция тоже совпадала с таким мнением, я тоже высказывался, что следующая линия будет производной от «дельты», какие-то свойства будут меняться не революционно, а эволюционно, да, мы получили бы более серьезные линии и штаммы по заразности, но скачка мощного бы не было. Соответственно, по иммунитету была бы адаптация. Фактически мы видим, что новая линия содержит мутации, характерные как для «дельта», так и для «бета»-линии, и еще новые мутации. Произойти это могло, скорее всего, как считается, в организме человека с глубокой иммунной депрессией, скорее всего, с продвинутой стадией ВИЧ-инфекции, соответственно, человек мог в течение месяца – трех иметь инфекцию в организме, она за это время успела эффективно эволюционировать. Может быть, это были две линии, которые встретились в организме одного человека, и дали такого супермутанта.

Да, эти события крайне редкие, мало прогнозируемые, поскольку возможность и я допускал, что какая-то новая линия, это многие вирусологи говорили, но я оценивал вероятность такого события меньшую значительно, чем появление той же усиленной «дельта»-линии, что и происходило до этого. В Британии появилась подлиния, которая обладала заразностью на уровне девяти. Это усиленная «дельта»-линия. То, что мы видим сейчас, это необычная ветка эволюции, и обычно в таком случае вирусы отсеиваются, поскольку какие-то свойства оказываются благоприятными для вируса, но другие оказываются неприемлемо недостаточными для распространения вируса, для противодействия иммунной системе. В результате эта эволюционная ветка заканчивается.

В данном случае мы видим, что, несмотря на мощные мутации, вирус сохраняет способности как к заражению, так и к уходу из-под специфического иммунитета. Многие стали говорить, а не является ли вакцина причиной. Мы не можем говорить, что вакцины спровоцировали появление данной линии, поскольку мы знаем, что уровень вакцинации в той же Южной Африке очень низкий, он на уровне чуть более 20% полностью вакцинированных, поэтому отбор если и происходит, то происходит в соответствии с коллективным иммунитетом после заболевания.

- Что значит тот факт, что в новом штамме в два раза больше мутаций?

Николай Крючков: Мы знаем, что есть изначальный вариант, потом ранние постуханьские линии, и каждая последующая линия, которая приобретала какие-то серьезные свойства, например, увеличивала заразность, она имела ограниченное количество мутаций – где три, где шесть, где девять, но ограниченное количество, они накапливались, потом какие-то переходили из одной линии в последующие, и эволюционно было понятно, как цепочки развивались, образовывались. Фактически в данном случае мутация произошла более чем в 30-ти участках. Это значит, что наблюдается фактически аминокислотная замена более 30-ти аминокислот, составляющих белков. Это очень серьезное изменение свойств вируса.

В данном случае часть мутаций от одной линии, часть – от другой, и еще какие-то дополнительные мутации, которые ранее не встречались. Такая сборная солянка, есть проблемы с тем, чтобы изучить причины появления такой линии, во-вторых, установить его свойства. Думаю, в течение ближайших двух недель мы поймем более точно, какова заразность новой линии и какова ее способность ухода из-под коллективного специфического иммунитета.

- По предварительным данным, штамм активно распространяется среди молодых. Почему?

Николай Крючков: Пока мы не можем говорить, что только среди молодых. Это, скорее, связано с тем, что больший процент неиммунных среди молодых, а также то, что речь идет об Африке, где в принципе процент молодых выше. Переболело их меньше, вакцинировалось их гораздо меньше, чем более взрослых людей, более зрелого возраста. Сейчас бы я акцент на этом не делал.

- Насколько велика вероятность, что новый штамм придет в Россию?

Николай Крючков: Крайне велика. Не обнаружен он только потому, что программа популяционного секвенирования в России не слишком мощная по сравнению с Европой, с США, с Великобританией. У нас меньшее количество образцов секвенируется, то есть поймать редкие виды очень сложно. Скорее всего, теоретически возможно, что эта линия к нам не попала, но это вопрос времени. Он в любом случае попадет на территорию России, в любом случае везде распространится, если он эволюционно более сильный, но мы можем значительным образом оттянуть время, чтобы подготовиться лучше. Все мероприятия, которые сейчас проводятся, как раз и направлены на ограничение возможностей вируса распространяться, замедление темпов распространения.

- Что нужно сделать, чтобы остановить распространение нового штамма?

Николай Крючков: На сегодняшний день опасность потенциально высока. Как можно быстрее нужно сделать три вещи: по возможности прекратить авиа- и другое транспортное сообщение международное со многими странами Южной Африки (как минимум семь стран), что сделано на сегодня.Великобритания, Израиль, Сингапур и фактически ЕС в этом же направлении двигается, думаю, тоже примут такое решение. Второе – нужно срочно провести исследование эффективности сывороток переболевших и вакцинированных людей в отношении этого штамма. Это нужно, чтобы понять, насколько ранее проведенная вакцинация и насколько факт ранее перенесенного заболевания и в течение какого времени защищает от новой линии. Безусловно, с моей точки зрения, будет защищать, просто насколько эти изменения защитных свойств будут существенны. Третий момент – необходимо срочно расширить программу секвенирования биологических образцов в ЮАР, возможно, еще в Гонконге, в других частях мира, которые также угрожаемы по распространению данной линии сейчас, чтобы определить реальные масштабы ситуации. Если мы увидим, что в динамике «дельта»-линия, как, например, в ЮАР, вытесняется эффективно новой линией, то это будет свидетельствовать о большей заразности новой линии в сравнении с «дельтой».