Прививка от ковида для маленьких детей: когда такая вакцина появится в России?

16:22 02/12/2021

В России создадут вакцину от коронавируса для детей от двух лет. С чем связан мировой тренд на ранние прививки от ковида и какой должна быть вакцина для малышей, телеканалу «МИР 24» рассказала врач-вакцинолог, неонатолог, педиатр, кандидат медицинских наук Рабият Зайниддинова.

- С июля Пекин разрешил вакцинировать детей от трех лет, так же поступила Аргентина, Куба прививает от двух лет. Власти многих стран планируют вакцинировать с пяти лет. Сроки начала вакцинации многие сдвигают из-за нового типа коронавируса. Мировой тренд на раннюю вакцинацию с чем связан?

Вакцинация детей от COVID-19
Рабият Зайниддинова: Это связано с тем, что дети – та самая когорта, которая напрямую социализируется как с ровесниками, так и с представителями более старших поколений. Они посещают занятия, детские сады и школы. Как мы знаем, дети стали болеть гораздо больше, чем год назад, и более тяжело и непредсказуемо. Ученые всего мира на педиатрических форумах обсуждают непредсказуемость, полиморфизм симптоматики проявлений ковида у детей, поэтому тревога ощутимо возрастает.

- Чем отличается реакция детского и подросткового организма на прививку в возрасте двух – трех и пяти – двенадцати лет?

Рабият Зайниддинова: Разница основная будет в формировании иммунного ответа. Ребенок двух лет сформирует иммунный ответ на введенную вакцину достаточно быстро и достаточно хорошим титром антител, но проживут эти антитела не так долго, как у взрослого малыша, у подростка, который, сформировав иммунный ответ, будет сохранять его долгие годы. Примерно так, как это происходит у взрослых.

Если говорить о COVID-19, то пока идут разговоры о пролонгации поствакциинального иммунитета примерно на год. Мы можем рассчитывать, что вакцинированные подростки примерно на это время сохранят иммунитет, может, и дольше.

Когда мы говорим о маленьких детях, такого охвата исследований сегодня нет. У нас нет масштабного научного исследования, которое позволило бы отследить, как долго сохранятся антитела после вакцинации. Поэтому мы можем лишь примерно говорить о сроке от полугода до года, но и этого будет достаточно, чтобы снизить масштабы эпидемии.

- Почему никто сейчас не говорит о вакцинации новорожденных? От некоторых заболеваний их прививают еще в роддоме.

Рабият Зайниддинова: Верно, но речь идет о вакцинах, которые применяются десятилетиями. Адекватность восприятия новорожденным иммунизации и качество иммунного ответа давно оценено, проверено. Мы знаем, что этот иммунитет, пусть он будет даже на протяжении нескольких месяцев, а вакцинация происходит от основных управляемых инфекций неоднократно на первом году жизни, этот поствакцинальный иммунитет в любом случае нуждается в бустерах спустя год, потом еще через несколько лет, а затем в подростковом возрасте.

Нужно понимать, когда мы говорим о вакцинации детей, это та самая когорта, которая охватывается новыми вакцинальными препаратами в последнюю очередь, потому что стандартно качество иммунного ответа и полноценность проводимой иммунизации у детей оценивается только после того, как это будет оценено на огромном количестве взрослых по всему миру. Другое дело, что мы живем в формате практически военных действий, поэтому нет в арсенале десятилетий на испытание тех или иных вакцинальных препаратов на взрослых, чтобы затем спокойно подойти к вакцинации детей.

- Стандартный метод введения «Спутника V» – инъекция. Сейчас идет испытание назального и питьевого варианта вакцин. Для детей что предпочтительно?

Рабият Зайниддинова: С точки зрения педиатрии предпочтительнее та, которая наносит меньшие болевые ощущения, меньший дискомфорт. Инъекционным формам всегда отдается меньшее предпочтение. Когда касается терапии, когда мы говорим о выборе лечения, предпочтительнее форма пероральная, назальная – в виде спрея или даже ректальная. Но есть вакцины и препараты, которые не могут быть применены кроме как в виде инъекции. Приоритетом остается эффективность от проводимой манипуляции.

Нужно выбирать ту форму введения препарата, которая даст максимальную результативность. Если в этом случае необходимо отдать предпочтение форме в виде инъекции, тогда мы говорим, вероятно, о меньшей дозе, об уменьшенном формате – «Спутнике М», где концентрация препарата в пять раз меньше, чем для взрослых. В этом случае, вероятно, это разумный выбор, потому что сама вакцина свою результативность доказала высоко.

- Сколько может понадобиться времени, чтобы разработать вакцину для детей от двух лет?

Рабият Зайниддинова: Думаю, что это вопрос, который будет обсуждаться в ближайшие полгода. Такие сроки звучали на последнем конгрессе по детским заболеваниям, где активно обсуждался ковид. Педиатры, вакцинологи, иммунологи говорили о том, что мы сейчас работаем в предельно сжатые сроки, поэтому вопрос в течение полугода будет решен. В обычных реалиях это заняло бы годы.

- Что вы посоветуете родителям, которые сомневаются, нужно ли вакцинировать детей?

Рабият Зайниддинова: Этот вопрос будет обсуждаться индивидуально с каждым родителем относительно каждого ребенка с доктором, который наблюдает вашего малыша. Но, если ваш ребенок здоров и на сегодня не имеет противопоказаний к вакцинации, если вакцина станет для вас доступной, я думаю, что единственный способ на сегодня уберечь малыша от тяжелого течения ковида – это сделать вакцинацию. Мы находимся в условиях военных действий. Первая задача – сохранить себя и своего ребенка.