Мир обсуждает японское чудо. Местные ученые заявили о самоликвидации «дельта»-штамма и радикальном снижении заболеваемости коронавирусом. Стоит ли доверять таким заявлениям, телеканалу «МИР 24» рассказал врач-терапевт высшей квалификационной категории, научный журналист Алексей Водовозов.
- По данным японских СМИ, резко пошла вниз кривая заболеваемости коронавирусом. За три месяца больше чем в сто раз снижение числа заражений вызвало теорию, по которой «дельта» могла запустить процесс самоликвидации. Коронавирусу свойственны суицидальные наклонности?
Я уже не первый раз слышу про японское чудо. Первый раз я про него слышал в мае 2020 года, потом в октябре, потом в марте 2021, потом в июне 2021 и сейчас – в очередной раз. Каждый раз все это сменялось очередным подъемом, особенно летом 2021 года, когда у них по 26 тысяч случаев было в день, но, я думаю, что здесь есть более логичное объяснение.
Я понимаю, что очень хочется, чтобы вирус сам себя уничтожил, но это маловероятно. Лучше уточнять у вирусологов и микробиологов. Есть более резонное объяснение. Первое – это остров. Изолироваться острову существенно проще, чем всем остальным. Второе – это дисциплина. Японцы невероятно дисциплинированные во всех отношениях, в том числе, в смысле соблюдения всех рекомендаций. Там не требовалось жестких ограничений, потому что все соблюдали рекомендации. Сказали барам, что желательно не работать, и они не работали, желательно сократить время – они сократили. Желательно соблюдать дистанцию – все соблюдают. Про маски я не говорю, они их носят чуть ли не с 1950-х годов – с гонконгского и азиатского гриппа.
- Но на маленьких островах под 150 млн человек живет, большая плотность населения.
Алексей Водовозов: Мы просто ограничиваем завоз – это уже немало. Отлично себя показал Израиль – тоже не сильно большая страна. Конечно, население не сравнить, но, когда они закрылись и удачно все победили, а потом открылись, они немедленно получили вспышку «дельты». То же самое с Японией. Как только мы получаем новый генетический вариант, он начинает пробивать вакцинную защиту, как бы мы ни старались.
Третья причина – 77% привитого населения. Если мы наложим график вакцинации в Японии на график заболеваемости, то мы четко увидим, что они очень долго раскачивались, у них очень медленно начиналась вакцинационная кампания, потом они очень быстро набрали обороты и, по сути, мы увидели, что это снижение довольно четко совпадает с прививанием максимально доступного количества населения.
- Сами японские ученые говорят, что причина чуда – генетические изменения, происходящие при воспроизводстве примерно двух мутаций в месяц. Что это значит?
Алексей Водовозов: Пусть опубликуются, а мы потом поговорим. Одно дело, когда они рассказывают об этом в газетах, совершенно другое, когда это в виде научной публикации, потому что это может означать что угодно. Лучше, если бы они это опубликовали в виде работы, чтобы весь мир убедился, как замечательно вирус самоубился, но это вряд ли. Скорее всего, здесь сработал весь комплекс мероприятий, плюс, помноженная на это лояльность населения, в том числе к вакцинации.
Получается, что при достижении примерно 75% привитого населения начинаются довольно интересные процессы: очень сильно падает летальность. Даже если вдруг происходит какая-то вспышка, она не сопровождается большим количеством госпитализаций, большим количеством тяжелых течений. Сегодня в Японии 115 случаев, и летальные исходы все еще сохраняются.
Кривая летальности у них тоже идет волнами. Если они несколько месяцев такую ситуацию выдержат, будем изучать японское чудо, а пока это лишь четвертое из них по счету.
- Япония вывела уже два случая заражения новой разновидностью «омикрон», и уже принимаются решения о том, чтобы опять перекрыть въезд в страну. Они идут по наработанному сценарию, и дальше, видимо, ситуация у них будет развиваться по тому шаблону, который мы видели в предыдущий раз. Так?
Алексей Водовозов: Это сказать сложно, потому что про новый генетический вариант мы не знаем ничего. Вся информация, которая на сегодня есть, это обрывочные сведения из ЮАР, это отдельные сообщения, что в какой-то стране опять отловили «омикрон», что в какой-то стране уже случаи суперраспространения зафиксированы. Условно говоря, сотрудники компании вернулись из ЮАР, им устроили новогодний корпоратив, и они очень дружно поделились новым генетическим вариантом друг с другом и с окружающими.
- Вчера было сообщение из Дании, что человек, у которого обнаружен «омикрон», перед этим сходил на концерт, на котором присутствовали 2000 человек.
Алексей Водовозов: Я рассказываю норвежский случай – это все описывается. Этот вариант уже есть в США, Бразилии, Австралии, Японии – это дело небольшого времени, когда мы поймем: это реальная опасность и реальная проблема или это очередная попытка сместить «дельту» с трона. На самом деле, «дельта» нас устраивает. Мы к ней уже приспособились, против нее работают вакцины, все более или менее приемлемо и нормально. Первые данные по «омикрону» пока что настораживают.
- На ваш взгляд, коронавирус когда-нибудь устанет мутировать и успокоится или эта карусель будет продолжаться бесконечно?
Алексей Водовозов: Конечно, бесконечно. Это же норма. Он должен мутировать, просто потому, что у него есть такая возможность, и это живое создание. Да, это вещь очень сложная, его по-разному классифицируют: кто называет белковым кристаллом, кто внутриклеточной формой жизни. Он подчиняется ровно тем же законам эволюции, которые распространяются на всю планету.
Он никуда не денется. Он будет жить, размножаться, развиваться, эволюционировать, пока мы ему разрешаем. Мы ему можем запретить, сам – вряд ли.
- Что посоветуете?
Продолжаем носить маски в общественных местах, особенно в транспорте. Продолжаем соблюдать дистанцию, без необходимости в места скопления людей не попадать, обрабатываем руки.
В метро очень удобные распылители установлены, я надеюсь, они останутся и потом, когда это все закончится. Обработал руки – ты снижаешь риски сразу по целой куче заболеваний. Мы все это соблюдаем и остаемся максимально защищенными. Мы делаем то, что от нас зависит. Остальное уже решит природа, к сожалению.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира