У подростков, которые переболели коронавирусом, значительно чаще, чем у их сверстников, встречается сахарный диабет. К такому выводу пришли специалисты Центра по контролю за инфекционными заболеваниями США. Как одна болезнь связана с другой, телеканалу «МИР 24» рассказал доктор медицинских наук, заведующий детским отделением сахарного диабета ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Минздрава России Дмитрий Лаптев.
- Ваша практика подтверждает результаты исследования американских коллег?
В последние годы заболеваемость диабетом первого типа растет – это касается всех стран. Что касается пандемии, рост заболеваемости не превышал ежегодного прироста. Важно понимать, что период наблюдений, который мы имеем возможность анализировать, не столь продолжительный. Такие постковидные, более отсроченные явления, в том числе повышенный риск сахарного диабета, могут для нас быть неочевидными.
Такой анализ наблюдений за детьми, которые перенесли коронавирусную инфекцию, является очень важным, чтобы проанализировать механизмы, которые могут приводить к заболеванию, чтобы разрабатывать, подчеркивать важность стратегии для профилактики коронавирусной инфекции для снижения заболеваемости этой инфекцией.
- Были изучены медкарты более чем 800 тысяч юных пациентов. Сахарный диабет после ковида диагностировался в 316 случаях на каждые сто тысяч. Среди тех, кто не болел ковидом, в 118 случаях. Насколько убедительны такие данные?
Дмитрий Лаптев: Это важные результаты, на которые мы должны обращать внимание, которые мы должны принимать во внимание. Анализ проводился на основании регистров, которые не фиксируют всю информацию, в частности, были определенные ограничения при анализе того, каким диабетом заболевал ребенок. Такой информации не было, а это может быть важно, потому что основная форма диабета у детей – сахарный диабет первого типа.
Нисколько не принижая важность результатов, следует отметить, что исследователи не имели возможности проанализировать заболеваемость диабетом, влияние других факторов, учесть их влияние – этнических, социально-экономических. Эти показатели могут иметь довольно существенную роль. На мой взгляд, нисколько не снижая важности самой проблемы сахарного диабета, коронавирусной инфекции, взаимосвязи этих заболеваний, к результатам этого исследования нужно относиться с определенной осторожностью.
Я думаю, что эту работу нужно продолжать, нужно наблюдать за этими состояниями. Эти наблюдения могут позволить говорить более определенно о влиянии коронавирусной инфекции на сахарный диабет у детей и, конечно, о механизмах, потому что понимание механизмов формирования диабета первого типа у детей позволит разрабатывать методы профилактики и лечения.
- Как ковид повышает риск заболевания сахарным диабетом?
Дмитрий Лаптев: Предложено несколько вероятных механизмов, которые могут приводить к развитию сахарного диабета впоследствии коронавирусной инфекции. Пока нет однозначных доказательств, подтверждающих, что эти механизмы могут работать. Все исследования в этом направлении продолжаются. Наш центр очень активно в этой сфере работает, наблюдает детей с сахарным диабетом после коронавирусной инфекции, анализирует заболеваемость в этот период, сопоставляя с предыдущими периодами, это очень важно, потому что на сегодня однозначных механизмов развития сахарного диабета первого типа у детей не определено. Любые новые данные, особенно с учетом большой распространенности и существенного влияния пандемии, для нас является очень важным.
- Этот механизм должен работать и на взрослых, если он работает на детях?
Дмитрий Лаптев: Безусловно. С учетом того, что у взрослых сахарный диабет является гораздо более распространенным заболеванием, в этом отношении существует больше данных, указывающих на то, что в постковидный период у взрослых людей чаще встречаются различные поражения эндокринных органов, систем, в том числе сахарный диабет.
Основной особенностью взрослого сахарного диабета все-таки является тот факт, что во взрослом возрасте чаще всего встречается сахарный диабет второго типа, который по механизму возникновения носит несколько иную природу. В этом отношении наблюдения, которые относятся к детям, к подросткам, представляют из себя особый интерес.
- Какие еще инфекционные заболевания повышают риск развития сахарного диабета?
Дмитрий Лаптев: На сегодня однозначных механизмов, которые приводят к формированию сахарного диабета первого типа у детей, не установлено. Но есть данные, которые указывают, что, например, энтеровирусные инфекции, вирус Кавасаки могут быть связаны с развитием сахарного диабета первого типа. Признаки этой инфекции довольно часто находятся у людей, которые недавно заболели сахарным диабетом первого типа. Ротавирусная инфекция, вполне возможно, может принимать участие как один из механизмов, факторов в совокупности, которые могут способствовать развитию сахарного диабета первого типа, но сахарный диабет первого типа у детей – это достаточно сложное по механизму развития заболевание, которое включает в себя целую совокупность факторов, в числе которых могут быть и вирусные инфекции. Есть данные, которые указывают, что включение в календарь вакцинации ряда прививок от вирусных заболеваний снижает заболеваемость сахарным диабетом первого типа. Однозначным образом это не указывает, что эти вирусы приводят к диабету первого типа, но показывает, что они в той или иной степени могут принимать в этом участие.
Сейчас ученые работают над тем, чтобы с учетом данных о том, что новые вирусы могут быть связаны с развитием сахарного диабета первого типа, чтобы создавать новые вакцины, которые могут снизить заболеваемость сахарным диабетом первого типа у детей.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира