Киркоров и кикиморы: чем зацепила зрителей третья часть «Последнего богатыря»?

18:57 19/01/2022

Фильм «Последний богатырь: Посланник тьмы» стал самой кассовой частью сказочной трилогии о приключениях сына Ильи Муромца в сказочном Белогорье. Картина собрала в прокате свыше 2 млрд рублей. Станет ли этот фильм последним и в чем секрет его успеха, телеканалу «МИР 24» рассказал режиссер картины Дмитрий Дьяченко.

- Был расчет на такой успех?

Конфликт с Татьяной Пельтцер, выстрел из арбалета в лицо и Валерий Носик в женской шляпке:
Дмитрий Дьяченко: Конечно, вся команда очень надеялась, что мы превысим сборы предыдущего фильма, но я не могу сказать, что уверенности было много. Все волновались до последнего дня этого рубежа.

- Чем фильм больше зацепил зрителя?

Дмитрий Дьяченко: Каждое кино должно удивить зрителя. В первую очередь, здесь сыграло то, что главные герои попали в Москву, в современный мир, и это было неожиданно для зрителя. Есть несколько моментов – появляется Жар-Птица в необычном облике. Это достаточно острый элемент, не все его воспринимают радостно, но он удивительный.

Еще один элемент – место, где обитают кикиморы. Легкий уклон в социальную сатиру тоже людей удивил. С одной стороны, люди идут на сказку, на привычное что-то, и вдруг – совсем что-то новое и более дерзкое: и Киркоров, и кикиморы – это дерзкий шаг для зрителя. Финал фильма очень серьезный, драматический: он раскрывает многие линии, которые были в первых двух частях. Комплекс новогоднего блюда, наверное, зрителю и понравился.

- Некоторые киноведы считают, что один из факторов успеха картины в том, что в новогоднем прокате у нее не было достойных конкурентов…

Дмитрий Дьяченко: Первый фильм, когда мы собрали почти 1,6 млрд, все сказали, что это случайность. Когда второй фильм собрал 2 млрд, все сказали, что это просто так совпало, не было конкурентов. Конкурентов, действительно, не было. А третий фильм – был сильный конкурент «Человек-паук», который до сих пор идет в прокате и который собрал почти 3 млрд. Мы стояли рядом с одним из сильнейших фильмов в мире, который собрал больше финала «Мстителей». Уже нельзя сказать, что никого рядом не было. Была прекрасная картина «Чемпион мира», был второй «Зверопой», который, честно говоря, мы переживали, что он нам может подпортить картину.

Люди постарше выбирали «Паука», а с детьми не со всеми на него пойдешь. У меня дети пяти и девяти лет – с ними на «Паука» вместе не пойдешь, а на «Богатыря» можно. Картина попадает в свой семейный слот.

- Эксперты в качестве второго слагаемого успеха называют и то, что картина сделана по голливудским лекалам.

Дмитрий Дьяченко: Если бы я знал, что это такое, я бы, наверное, уже строчил фильмы один за другим. Да, некоторые элементы близки к голливудским фильмам, но они близки и к мировой драматургии. Когда человек в злодее видит кого-то близкого – это было во многих произведениях: от греческих трагедий все еще пошло.

- Почему в российской киноиндустрии при наличии денег, грамотного продюсирования такой коммерческий успех фильма – это, скорее, исключение, чем правило?

Дмитрий Дьяченко: Я думаю, что так совпадает. Наверное, серьезные и умные фильмы сейчас с трудом заходят зрителю Пандемия, люди уже намучались, и два года мы живем в жутком напряжении: людям хочется чего-то легкого, сказочного, волшебного. Если бы нас не окружали такие времена, может быть, и другие фильмы собирали бы больше. Это позволяет выиграть на фоне других достойных конкурентов, хотя те фильмы прекрасные, умные, и в прошлом году хорошие фильмы выходили. Видимо, на данный момент люди выбирают что-то более легкое.

- Первый фильм вышел до пандемии, и уже тогда его называли лучшим фильмом года.

Дмитрий Дьяченко: Я сам пытаюсь это анализировать, и у меня нет четкого ответа. Наверное, это просто команда всех людей, которая над этим фильмом работала, уже так притерлась – со сценарной командой, которую возглавляет Виталий Шляппо, мы уже знаем какие-то элементы, которые хорошо воздействуют на зрителя. Это еще на сериале «Кухня» было опробовано, это был очень популярный сериал, и сейчас он популярен. Видимо, совместная работа, когда мы дополняем друг друга, позволяет сделать продукт, который нравится людям.

- Когда вам предложили снять сказку, сразу согласились?

Дмитрий Дьяченко: Да, я сразу согласился, потому что я был одним из тех, кто и предложил эту сказку снимать. Мне в Disney еще до «Последнего богатыря» предлагали снимать фильм «Меч-кладенец». Я начал его разрабатывать, я люблю фэнтези, мне нравится «Властелин колец» – во мне еще не умер мальчишка, который прогуливал школу и ходил на все эти прекрасные фильмы, которые были в 80-х. Потом что-то не сложилось, прошло время, и удалось совместить две прекрасные компании: что-то семейное, веселое, задорное и даже хулиганское. Многие ребята из Yellow, Black and White из КВН. Привнести КВН в диснеевские фильмы – это, наверное, один из залогов успеха.

- Вторую и третью часть снимали параллельно. Что было самым сложным?

Дмитрий Дьяченко: Самый главный опыт, что такого повторять не стоит. Это очень сложно, и съемочный период вместо 60-ти дней вылился в 110 и больше – это практически бесконечные съемки. Но мы это хотели сделать ради экономии. Очень мало людей верило в то, что может получиться при таком бешеном съемочном темпе, но, к счастью, все завершилось хорошо.

- Критика к первому «Богатырю» была настроена достаточно прохладно. Второго и третьего встречали так же. Вы как такое отношение критики воспринимаете?

Дмитрий Дьяченко: Мне важно мнение критиков моего цеха: людей, которые делают фильмы. Критика людей, которые пишут, и критика критиков – иногда я к ней настороженно или прохладно отношусь. Главное – это мнение зрителей. Если они посмотрели и не получили удовольствия, разочаровались, то они тут же пишут друг другу: «Слушайте, не стоит ходить на этот фильм». И сборы сразу же падают. Ты можешь сделать гениальное кино, но «сарафан» не работает. Или сделать достойное кино, к которому критики отнесутся прохладно, но зрители получат удовольствие, сходят на него всей семьей и у них будет новогоднее настроение. Для меня это очень важно.

- Было заявлено, что третья часть – это финал истории. Нет ощущения, что на волне успеха могут и передумать?

Дмитрий Дьяченко: История Ивана – сына Ильи Муромца – с этой историей покончено. Это был финал, уже сложно что-то сделать. Disney и Yellow, Black and White делают сериал по мотивам этой истории. Это отдельно. Если будет какой-то фильм, это, наверное, будет отдельная история в мире Белогорья. Пока идут переговоры, размышления, я надеюсь, что мы обрадуем зрителя.