Волонтеры в Бресте восстанавливают надгробия разрушенного в войну еврейского кладбища

13:47 27/01/2022

Сегодня Международный день памяти жертв Холокоста. В годы Великой Отечественной только в Беларуси погибли более 800 тысяч евреев. Тогда же было разрушено самое старое еврейское кладбище в Бресте. Сейчас волонтеры восстанавливают надгробия, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Ирина Мартьянова.

«Сей памятник – знак души отца нашего сына Гедаля Мойши из рода Леви».

Артур Лившиц переводит с иврита фрагмент эпитафии на разрушенной могильной плите. Здесь их больше тысячи, испорченных и разбитых. До войны эти надгробия были частью большого еврейского кладбища в Бресте. В 1943-м по приказу окружного немецкого комиссара захоронение стерли с лица земли, а надгробные камни пошли на мощение улиц.

«Также было дано задание, чтобы отдать землю в аренду людям, которые живут в Бресте. Но как потом оказалось, никто не согласился подписывать эти документы. В конце концов растащили камни для бетона для тротуаров. И фактически кладбище было уничтожено», – рассказал председатель международной общественной благотворительной организации Артур Лившиц.

Судьбу брестского кладбища разделили как минимум 400 еврейских захоронений. На белорусской земле немцы задействовали 260 фабрик смерти. Люди в концлагерях умирали от голода, болезней, но чаще от пуль. Более 800 тысяч жизней унес в Беларуси Холокост.

«Я чувствую, как они тогда здесь стояли. И в концлагерях, и здесь, в гетто, как они страдали. Это очень сложно и очень больно. Мы все время помним и молимся за них», – сказал раввин иудейской общины Бреста Хаим Рабинович.

Когда началась война, Эмилии Копыток было всего 11. В партизанском отряде была связной, за что немцы отправили ее в гестапо. Затем – тюрьма и шесть лагерей смерти. Навсегда запомнила жуткую картину: в концлагере евреев с поезда сразу вели на казнь.

«Пока Аркадий искал выпавшее глазное яблоко, его застрелили»:

«С маленькими детьми на руках. А впереди был сквер, деревья, и из березовых чурок был выложен костер. И детей матерей хватали с рук и бросали в этот костер. А матерей, которые бежали за этими детьми, штыками прокалывали и бросали в этот костер. Это были евреи», – вспоминала узница концлагеря Эмилия Копыток.

Спустя 80 лет в Бресте приступили к созданию первого в стране мемориала-лапидария – парка из камней под открытым небом. О нем заговорили, когда 20 лет назад в разных частях города начали находить мацевы.

«Мы не можем привести кладбище в первозданный вид. Мы не можем туда вернуть надгробия. Но мы можем сделать парк, который будет символизировать это наследие. Символизировать, что мы восстанавливаем историческую справедливость», – сказал Артур Лившиц.

Вручную волонтеры и члены еврейской общины перебрали около 1200 уцелевших надгробий. Сопоставили надписи и, словно пазлы из человеческих судеб, собрали обломки. Как только будет готов дизайн-проект комплекса, мацевы вернут на прежнее место.