Очередь на реставрацию. В Минске около сотни икон нуждаются в восстановлении. В Национальном художественном музее работают 20 специалистов, четверо из которых занимаются исключительно иконами, передает корреспондент «МИР 24» Александра Кулакова.
Инструменты – как у хирурга и стоматолога, кисти и краски – как у художника, а пузырьки с растворами – как у химика. Именно так каждый день работает Ольга Михайлова. По первому образованию – художник, а по второму – реставратор. За 10 лет работы в мастерских художественного музея восстановила больше 10 икон. На какие-то уходили месяцы, на какие-то – годы.
«Некоторые вещи открываются только под микроскопом. А когда ты работаешь под микроскопом – это длительный процесс удаления, или открытия живописи, или укрепления. Каждая работа требует своего подхода», – рассказала художник-реставратор Ольга Михайлова.
Икона Николая Чудотворца 19 века поступила к реставраторам с пометкой «в горизонтальном состоянии». Грибок и бактерии настолько повредили покрытие и краски, что превратили их в пыльцу как на крыльях бабочки. Во время работы реставраторы даже дышать боялись.
«Мы не можем ее перевернуть, потому что кусочки живописи лежат на поверхности иконы, как мозаика. Поднять ее невозможно, потому что весь этот труд просто-напросто уничтожится. И нужно много времени, чтобы каждый кусочек поставить на свое место», – рассказала ведущий научный сотрудник отдела древнего белорусского искусства Национального художественного музея Любовь Сысоева.
В Национальном художественном музее готовят огромную выставку православных икон. Сейчас у реставраторов на столах еще несколько работ. А в фондах – более пяти сотен образов, пятая часть которых – в очереди на восстановление. В музее – только 20 специалистов, четверо их которых реставрируют иконы.
«Сейчас есть оборудование, которое позволяет химико-технологические исследования, оно пошло ввысь, можно сказать, расширились возможности, и мы имеем понятие, из чего оно состоит, потому что прежде, чем реставрировать, многие вещи отправляются на химико-биологическую экспертизу», – отметил главный хранитель фондов Национального художественного музея Марина Мальгина.
Как в запасниках, так и в выставочных залах для каждой иконы создают микроклимат. В киотах поддерживается температура 18-20 градусов и влажность 55%. И даже при таких условиях работы все равно могут оказаться в руках реставраторов.
Читайте также:
- Верующие в Беларуси завершили 250-километровый крестный ход с Минской иконой Божией Матери
- Реставрация Петра I: в Русском музее восстанавливают шедевр Ивана Айвазовского
- «Город, который бережет свое архитектурное наследие»: Собянин назвал объекты реставрации 2022 года
- Реставрация консерватории в Санкт-Петербурге завершится на год раньше
- В Москве приступили к реставрации памятника Минину и Пожарскому
Подробнее в сюжете: Религии и конфессии