В Китае снова объявлен ковидный локдаун. На строгий карантин отправлено все население Шанхая, а это 25 миллионов человек. Всему виной «стелс-омикрон». Какие меры помогут избежать всплеска заболеваемости коронавирусом в России, в интервью на «МИР 24» рассказал иммунолог, кандидат медицинских наук Николай Крючков.
- Давайте для начала напомним телезрителям, чем «стелс-омикрон» отличается от остальных штаммов коронавируса, и почему в Китае, где население было вакцинировано на 100%, сложилась такая ситуация?
Николай Крючков: Сразу хочу сказать, что, конечно, население Китая было вакцинировано не на 100%. И вакцина, которая использовалась при вакцинации китайской популяции, это самая слабая из возможных вакцин, аналог нашего «ЭпиВака». То есть это цельновирионная инактивированная вакцина, поэтому в данном случае, конечно, иммунитет все равно образуется, но более слабый, чем в случае использования более сильных вакцин. Это тоже надо учитывать. Теперь, что касается собственно ситуации в Китае и отличия «стелс-омикрона» от прочих видов. Надо сказать, что «стелс-омикрон» – это условное название. Это ВА.2 подлиния омикронной линии коронавируса. Относится она к «омикрон-линии», отличается от исходного «омикрон-штамма» большей заразностью. Это больше где-то на 10-15%, максимум 20% к заразности ВА.1. Других значимых отличий по патогенности или по ходу специфического иммунитета, доказанных других отличий нет. Основное отличие приводит к тому, что, конечно, заразиться «стелс-омикроном» становится еще легче. А, соответственно, те мероприятия эпидемические, которые в ответ на распространение ВА.2 линии вводятся, должны быть еще более строгими.
Николай Крючков: Если человек уже переболел, тем более «омикрон-линией», то, конечно, он относительно невосприимчив к «стелс-омикрону». Потому что это, еще раз повторяю, очень близкие между собой подвиды. Полгода – это надежный иммунитет. Больше полугода – очень рискованно. Конечно, за 8-9 месяцев уже защита очень низкая. Что касается «дельты» и прочих, то да, заболеть можно, заразиться можно, после вакцинации также можно заболеть. Но основной эффект вакцины – это предотвращение тяжелого течения инфекции, перехода в тяжелую, а также летального исхода, риска попадания в реанимацию, риска попадания на ИВЛ. У существующих вакцин все равно вероятность от 80%. Если мы говорим про эффективность от того, чтобы не заболеть, то она значительно ниже, где-то на уровне 60%, может быть 65-70%. Если говорить об эффективности в отношении заражения, то она очень низкая, даже после вакцинации составляет не более 30%, скорее всего меньше. Что тоже, в общем, лучше, чем ноль. Поэтому, повторяю, что вакцины здесь работают в основном на тяжелое течение и на само заболевание, а не на заражение. То же самое можно говорить о Дельта линии. Вакцина защищает, но главным образом от переболевания «дельта-линией» СOVID-19. Конечно, не в полной мере, но от заражения практически не спасает.
- А как Вы оцениваете решение властей Китая отправить огромный город на карантин? Может стоило позволить людям переболеть, и быстрее сформировался бы коллективный иммунитет? Это поможет избежать новой волны коронавируса?
Николай Крючков: Эта идея крайне странная. Даже исходно мы понимаем, что, скорее всего, летальность этой инфекции находится на уровне где-то минимум 2% от выявленных случаев. И вообще побольше. Это очень высокая летальность. А как мы будем выбирать людей, которые переболеют? Если переболеют все, значит, соответствующее количество людей огромное умрет. На протяжении всего периода пандемии, а это уже больше двух лет, Китай очень неплохо справляется с эпидемией. Да, конечно, можно говорить о том, что респираторные инфекции сложно контролировать, тем более такие заразные – с базовым репродуктивным числом 13, как у «омикрона», а то и больше. Конечно, такие инфекции сложно контролировать, но Китай показал, и не только Китай, кстати, есть и другие страны, которые показали, что можно контролировать эффективно. Только для этого нужно вовремя включать противоэпидемические меры, притом реально включать, не говорить о них, а внедрять.
К ним относятся, например, локдауны. Вот по примеру Шанхайского, сейчас это неприятно, неудобно. Но знаете, неделю-две посидеть в таком жестком локдауне, это лучше, чем потом иметь большие проблемы с госпитализацией, со смертностью и перемещением инфекции в другие города. Сокращение транспортных потоков внутри агломерации, так и между агломерациями, то есть речь идет и о междугороднем транспортном сообщении, и о международном.
Далее очень серьезный вклад по борьбе с пандемией оказывает массовое тестирование. При том охват тестирования очень большой. Я помню, что предыдущая очень крупная вспышка инфекции СOVID-19 в Китае, которая охватила более чем половину всех провинций Китая, Пекин, правда, не захватила, но это очень значимые провинции. Так вот, за период в два с небольшим месяца, пока шла борьба с этой волной, и она завершилась успешно, было сделано более 100 миллионов ПЦР-тестов. Это, конечно, грандиозное количество по сравнению с тем количеством тестирований, которое в России проводится. Понятно, что людей больше, но там проводится ПЦР-тестирование значительно эффективнее и массовее.
Далее – вакцинация. И масочный режим, его реальность соблюдения. Реальное пользование санитайзерами, дистанцирование физическое, особенно на транспорте. Разгрузка транспортных потоков, особенно в часы пик. Также, соответственно, во время локдаунов, мы знаем, учеба прекращается очная как минимум. И на работу тоже люди, которые не задействованы в инфраструктурной части экономики, они фактически также могут находиться дома.
И это все сильно способствует сбиванию волны. На протяжении предыдущих периодов это хорошо работало, думаю, что должно сработать и в этот раз. И, конечно, такие меры требуют напряжения и требуют договора между властью и обществом.
- Какова сейчас ситуация со «стелс-омикроном» в России?
Николай Крючков: «Стелс-омикрон» в России уже вызывает большинство новых случаев OVID-19. В крупных городах, по моим подсчетам, это более 80% уже и не сейчас, а пару недель назад, может три недели назад даже. Если говорить о более отдаленных регионах, то есть это вся Сибирь, Дальний Восток, там может будет поменьше, но сколько точно, мы не знаем. Потому что охват тестированием тем самым лабораторным методом, который позволяет отличить «стелс-омикрон» от других видов, конечно, крайне недостаточен. Поэтому мы в регионах ситуацию знаем весьма приблизительно. Но тем не менее понятно, что отставание от столицы городов-миллионников пока еще сохраняется. Уже можно сказать, что если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, крупных миллионниках, то практически гарантированно, если вы заразились COVID-19, это уже будет «стелс-омикрон».
- Какие прогнозы на апрель-май? Есть возможность избежать нового всплеска заболеваемости?
Николай Крючков: Изначально еще месяц назад я говорил о том, что есть умеренная вероятность в конце марта и в апреле месяце получить всплеск инфекции. Конечно, по масштабам он в любом случае не будет сопоставимым с «дельта-волной», с «омикрон- волной». Это будет значительно более слабый всплеск, но он возможен. Другое дело, что если всплеск будет совсем слабый, раза в 2,5 будет повышение заболеваемости от текущего уровня, меньше 20 тысяч людей в день официально, то, конечно, такой уровень можно и не показывать, в статистику может он и не войти. Мы и не узнаем тогда об этом всплеске. Если это будет более серьезный всплеск, вспышка в 3-4 раза, то, конечно, это найдет отражение на эпидемиологической кривой. Остаются еще ближайшие может быть три недели, тогда такой риск высокий. Далее в мае месяце, я думаю, риск снизится заметно. Далее в июне-июле, если ничего сверхъестественного не появится и не придет в Россию. Летом будет не стабильная ситуация, но без ярких вспышек, без этих волн. А вот уже с осени создаются все условия, если это будет продолжаться так, как продолжается сейчас, к мощной вспышке уже, скорее всего, вызванной каким-то другим, новым, ныне только намечающимся, но еще не проявившим себя штаммом или вариантом коронавирусной инфекции.
- В качестве итога. Какие меры предосторожности стоит соблюдать? Посоветуйте телезрителям, чтобы уберечь себя от «стелс-омикрона».
Николай Крючков: Те же самые меры, которые рекомендовали мы и до появления «стелс-омикрона», до его распространения. В первую очередь это, конечно, вакцинация, особенно если вы входите в уязвимые группы. Конечно, если вы даже не входите в группы риска, то крайне рекомендую вакцинироваться. Потому что мы знаем, что тяжелые последствия бывают и у людей не из групп риска. Но кроме того, мы понимаем, что люди могут передавать инфекцию друг другу и заразить своих старших родственников, что тоже бы не хотелось.
Второй момент, это ношение масок. Несмотря на то, что сняли эти ограничения, все-таки в транспорте, в общественных местах, где большое скопление народа, закрытые помещения, обязательно их нужно носить. Они заметно снижают риск заразиться, раза в два примерно, то есть это, в принципе, неплохо. Санитайзеры. Да, регулярно обрабатывайте руки. Так же, как и до этого было. Старайтесь не ездить в часы пик, по возможности, ваших детей переводите на дистанционное обучение, хотя бы временно. А сами, соответственно, периодически работайте из дома, опять же, если есть такая возможность. Это неплохо помогает.
На самом деле ждем лета, в смысле противоэпидемического эффекта. Конечно, этот сезон, по ряду причин, в связи с известными нам событиями, может отличаться от предшествующих. Но если рассматривать именно просто как сезонный компонент, должен быть противоэпидемический эффект. Но еще раз повторяю, в данной ситуации есть много других дополнительных фактов. Если вы все из перечисленного сделаете, вы очень сильно, кардинальным образом снижаете как собственные риски заразиться, заболеть и тем более умереть, попасть в больницу, так и риски окружающих вас родственников и близких людей. Потому что вы будете тем самым звеном, которое не будет в дальнейшем распространять внутри вашей семьи инфекцию. И в случае, если вы такой будете не один семье, то этот эффект будет потенциироваться, когда каждый член семьи или большинство будут соблюдать эти требования. Поэтому защититься вполне возможно, другое дело, это требует некоторых усилий. Прямо скажем, не титанических.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира