8 апреля международный день цыган. Откуда пришел этот удивительный народ? Почему в его истории столько загадок? Какое влияние цыгане оказали на мировую культуру и как они живут сегодня? В эфире «МИР 24» об этом рассказала доктор исторических наук, председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметер.
- Прежде всего, примите поздравления с праздником! Правда, что принято этот праздник отмечать с настоящим цыганским размахом и целую неделю?
Надежда Деметер: Нет, конечно неправда. Цыгане больше уважают религиозные праздники, вот там они могут два-три дня гулять. А этот день отмечается именно 8 апреля.
- При этом, насколько я знаю, цыгане признают себя единой свободной нацией. У них есть свой флаг, у них есть свой гимн, но нет своей территории. Как так получилось исторически?
Надежда Деметер: Дело в том, что цыгане вышли из Индии. Начиная с V по X век они шли, останавливались в каждой стране, принимали те традиции и обычаи, которые были в этой стране. Какая-то часть шла дальше, и, в общем, так сложилось, что у них не было территории. Но цыгане же считают себя народом всего мира, они живут в любой стране, и не страдают от этого абсолютно.
- При этом само слово «цыган» в русском языке появилось приблизительно в XIII веке. Само название «народ рома», что оно значит?
Надежда Деметер: Дело в том, что слово «цыган» появилось немножко раньше, в X-XI веке.
В Византии цыгане прожили три века, когда вышли из Индии. Там существовала религиозная секта. Официальная церковь считала их еретиками. Но полностью как-то очень странно было бы отождествлять ромов со злодеями. Потому что те, кто находился в этой секте, считались колдунами. Но тем не менее, наука пошла именно по этому пути. Ученых смутило то, что спустя почти 200 лет цыган называли греческим словом, которое было синонимом тайных знаний и волшебства. Именно от греческого «атсингане» произошло русское слово «цыган», немецкое слово «зигойнер» и очень много других названий цыган во многих странах.
То, почему цыган называют рома, тоже связано с Византией. В начале XX века Синклер было подмечено, что самоназвание романцев существует только у цыган Европы, которые прошли через Византию. Никто прежде не обращал внимание, что сам термин «Византия» введен позднее, в XVI веке Иеронимом Вольфом. А сами жители православной империи называли себя румеями, и те цыгане, которые вышли из Византии, тоже называли себя румеями. И понятно, что у них свой язык, и они стали называть себя рома.
- Вернусь немножко назад по нашему разговору. Вы уже говорили, что само это название «цыгане» происходит от греческого слова, обозначавшего колдовские знания, некий колдовской опыт. Но ведь даже в XXI веке вокруг цыганского народа ходят легенды и верования о том, что, например, цыгане обладают способностью к мгновенному гипнозу, которому невозможно сопротивляться, что они могут предвидеть будущее, потому что гадают, и всю Европу познакомили с картами Таро. Это правда или нет, или все-таки есть что-то такое?
- При этом в мировой культуре образ цыгана или цыганки, мужчины и женщины – это всегда человек порывистый, страстный, притом очень вольнолюбивый. На мой взгляд, самый яркий образ – это Кармен у Меримэ. Вот действительно, это главные черты представители народа рома?
Надежда Деметер: Знаете, конечно, цыган очень радует и восхищает то, что самые великие писатели и классики многих стран посвящали им свои произведения. И Кармен, например, ее поведение абсолютно противоречит цыганским канонам, по которым должна себя вести женщина. Абсолютно другие. Она очень скромна, подчиняется мужчине, это домострой полный. Но когда это сделано талантливо, как у Проспера Меримэ, это, конечно, нравится очень многим. Ничего удивительного в том, что весь мир знает, кто такая Кармен.
- Да, это не будет преувеличением. Но коль скоро мы заговорили о культуре, какой вклад в мировую культуру цыгане привнесли?
Надежда Деметер: Цыгане тем интересны, что они искусство свое продавали. И эта на первый взгляд кажущаяся меркантильность привела к тому, что они очень много творили в рамках культуры того народа, среди которого они жили. Потому что, если мы посмотрим на Испанию, визитная карточка которой фламенко, лучшие исполнители этого танца – цыгане, и все об этом знают. Венгерские скрипачи знаменитые, Роби Лакатош, танец чардаш, все это творили цыгане в рамках венгерской культуры.
А посмотрите на Россию. Это большие очаги культуры, это русский романс, цыганский романс, которые уже невозможно разделить, где цыганские романсы, где русские романсы? И вообще, без цыганочки, по-моему, не обходится ни один праздник. В России неотделима цыганская культура, это часть русской культуры, я в этом абсолютно уверена.
Самые великие композиторы, самые великие классики литераторы, писатели, поэты, они всегда затрагивают цыганскую тему в литературе. Труднее назвать того, кто этого не делал. Цыгане они внесли огромный вклад в культуру.
- А как изменился образ жизни цыган по сравнению с их предками? Понятно, что сейчас тех, кто ведет кочевой образ жизни, осталось очень мало. Но все-таки, вот как это все менялось?
Надежда Деметер: Тех, кто ведет кочевой образ жизни, не осталось совсем. Потому что в 1956 году вышел указ Президиума Верховного Совета, по которому цыганам запрещалось кочевать. И все, кто продолжал это делать, подвергались уголовному наказанию. Поэтому практически все цыгане осели там, где их застал указ.
Мы видим иногда на вокзалах, где-то еще цыган, которые куда-то едут – на свадьбу, на крестины, и нам кажется, что они кочуют. Но они не кочуют. Те, кто живет в больших городах, практически не отличаются от всех тех, кто живет вокруг. Они носят ту же одежду. Но единственное, это очень важно, что они сохраняют свои традиции внутри семьи, они сохраняют язык. Но при этом они адаптированы, они интегрированы в современное общество.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира