В Москве оркестр под управлением Валерия Гергиева и артисты Мариинского театра исполнили последнюю часть тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». «Гибель богов» – произведение сложное, поставить его на сцене возьмутся не многие, отмечает корреспондент «МИР 24» Яна Веденова.
В опере Вагнера под руководством Валерия Гергиева не сразу узнается немецкий язык: вместо привычного резковатого произношения – мелодичность, кажется, пропеваются даже согласные.
«Его нужно петь, как крепкого Моцарта. Тогда он звучит не напряженно, не крикливо, не выматывает силы и не расшатывает голос», – отмечает солистка Мариинского театра Татьяна Павловская.
«В итальянской музыке гласная в словах длится максимально долго, а согласная произносится только в последний момент. В немецкой музыке согласные занимают очень большую часть времени», – говорит ведущий солист Мариинского театра Роман Бурденко.
Различие итальянской и немецкой оперных школ требуют от певца особой выносливости. Чтобы воспевать гибель богов, требуется и голос божественный. Как, например, у артистов Мариинки.
«Буквально на одной странице можно перейти от пианиссимо и шепота к громогласной, штормовой динамике», – отмечает солист Мариинского театра Михаил Петренко.
На сцене вместе с солистами и хором – оркестр. Такое решение диктует пространство зала в Зарядье. Но музыканты не разъединяют, а объединяет артистов. Оркестр под руководством Валерия Гергиева обильно звучит низкими духовыми – каждая нота напоминает о названии заключительного вагнеровского спектакля «Гибель богов».
Опера Вагнера состоит из четырех произведений. Первые три части: «Золото Рейна», «Валькирия» и «Зигфрид» Мариинская труппа исполнила в марте. «Кольцо нибелунга» закольцовывается в Москве. В концертном зале «Зарядье» звучит «Гибель богов», завершающая часть вагнеровской тетралогии. Опера идет около пяти часов с двумя антрактами, зрители готовы до последнего ждать занавес.
Гном-нибелунг Альберих в исполнении Романа Бурденко в первых частях цикла еще молод и чист и носит соответствующее зеленое одеяние. В «Гибели богов», последней части тетралогии, костюм уже коричневый, выросли длинные когти, да и косая сажень в плечах просматривается – вот, что с ним сделало на болоте ожидание власти.
В «Гибели богов» царят обман, ревность и манипуляции. Интриги тьмы против света. Неотвратимость судьбы неумолимо плетут вещие норны. Но даже такое темное произведениие дает надежду: боги пали, но человечество продолжает жить.
«Это мой первый опыт Вагнера. Пока мне все очень нравится», – признался зритель Андрей Вдовин.
Маринский театр первый поставил на российской сцене немецкоязычную тетралогию. Ее петербуржцы вывозили и за рубеж: в США, Японию, Великобританию, Испанию и на родину Вагнера в Германию.
Сейчас для артистов Мариинского начнется еще одно божественное путешествие: Московский Пасхальный фестиваль – ежегодное турне по городам России.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Музыкальная шкатулка
- На бис: Дали и Адам Гуцериевы уже во второй раз выступили в легендарной Венской филармонии
- Единственный в Кыргызстане орган вновь зазвучал: реставрация «короля музыкальных инструментов» продлилась три месяца
- 100 лет со дня рождения Яна Френкеля. Путь композитора, создавшего песни «Журавли», «Погоня» и «Вальс расставания»