Аденовирус-мутант или токсическое поражение: что стало причиной неизвестного гепатита?
ВОЗ изучает случаи острого гепатита неизвестного происхождения у детей по всему миру. Что известно об этой инфекции и чем она может быть опасна? О причинах возникновения и возможности распространения инфекции в эфире телеканала «МИР 24» рассказал врач-педиатр Игорь Кашаба.
- По данным Европейского центра профилактики и контроля заболеваний, уже выявлено 190 таких случаев, 140 из них в Европе. Приходят подтверждения также из Израиля и США. Как вы считаете, можно это считать серьезной вспышкой?
Игорь Кашаба: Исходя из эпидемиологических цифр, конечно, нет. Важно не столько количество случаев заболевания, сколько то, что врачи на данный момент не могут идентифицировать, в связи с чем возникли эти заболевания. На самом деле это вызывает обеспокоенность.
- По данным ВОЗ, возраст заболевших от 1 месяца до 16 лет. Чем грозит такая всеядность инфекции?
Игорь Кашаба: На самом деле, это меньше всего должно беспокоить людей. Даже 16 лет – это еще дети с точки зрения физиологии организма. Понятно, что есть возрастные особенности у детей до года и в 16 лет.
С точки зрения развития самой патологии, поражения печени, это очень серьезное заболевание. Исходя из тех данных, которые я посмотрел, в том числе на врачебных чатах, где обсуждение ведется, здесь очень важна глубина поражения печени. И, соответственно, последствия, которые это вызывает, вплоть до пересадки печени. Так что речь не о всеядности скорее, а о глубине изменений и поражений.
- Об этом эксперты и говорят, что это заболевание проходит тяжело. Примерно 10% пациентов потребовалась трансплантация печени, как минимум есть один летальный исход. То есть мы можем говорить о повышенной агрессивности нового гепатита по сравнению с обычным?
Игорь Кашаба: Нашим зрителям надо понять одну простую вещь. Первое, что самой по себе причиной развития гепатита может быть множество факторов. Это может быть вирусное, бактериальное, токсическое поражение. И необязательно, например, самое распространенное алкогольное. Может быть и поражение какими-то красителями, которое может быть проявлено через игрушки, например. Даже такие случаи не исключены. И здесь проблема в том, что на сегодняшний момент наше медицинское сообщество не может договориться, что является причиной гепатита. Потому что известные вирусные гепатиты A, B, C, D, E не идентифицированы в данном случае. Подозревать, что это какое-то токсическое поражение? С этим должны работать доктора на местах. Они должны совместить еще и работу исследователя, и найти общие закономерности в этих случаях, разнесенных причем даже территориально даже очень далеко, – это и Америка, и Европа. И как только доктора поймут единый источник такого гепатита, тогда это будет определенным прорывом.
- Как проявляется обычный острый гепатит и насколько он опасен для детского организма?
Игорь Кашаба: Это хороший вопрос. Потому что гепатит начинается как обычное вирусное заболевание. То есть у детей может возникать диарея, незначительное повышение температуры, симптомы поражения верхних дыхательных путей. Он не специфичен с точки зрения начала заболевания. И получается, что диагностика поражения печени происходит уже при проведении соответствующих биохимических анализов. Либо поражение печени может проявляться в организме в виде желтухи, то есть печеночной недостаточности, когда накапливаются определенные метаболиты. И, соответственно, желтеют глаза, кожа. Но это, как правило, наступает примерно через неделю после поражения печени. Это длительное состояние.
- Врачи, ученые пока не знают, откуда эта болезнь взялась. Уже ясно, что эти случаи гепатита не связаны ни между собой, ни с поездками. И сравнения того, что дети пили, ели, какой образ жизни вели ничего не показали. Что из этого вытекает?
Игорь Кашаба: Из той информации, которую я нашел, есть информация о том, что у большинства заболевших детей обнаружен аденовирус. Определенный тип аденовируса. Это не характерное для него состояние, он не вызывает развитие гепатита. Но мы знаем, что аденовирус может вызывать расстройство желудочно-кишечного тракта, но чаще всего это заболевание верхних дыхательных путей в виде обычного ОРВИ. Может, произошла какая-то мутация, как и с ковидом. То есть вирус таким образом мутировал, что поражает теперь клетки печени.
Не исключено, что это может быть и развитие аутоиммунного какого-то процесса. Когда собственные клетки иммунной системы поражают клетки печени, и таким образом вызывают гепатит.
Если честно, мое мнение, что, условно говоря, хорошо, если это будет не вирусный гепатит. Потому что если вирусный, то его распространение по миру может вызвать, не дай бог, такую же пандемию, как ковид.
- По данным Роспотребнадзора, по состоянию на 24 апреля случаев гепатита неизвестной этиологии не выявлено. Как думаете, проникнет все-таки инфекция в Россию?
Игорь Кашаба: Если это не вирусный гепатит, то нет. Если это токсическое воздействие в результате интоксикации, связанной, например с игрушками, с красителями, которыми их красят, а это возможно, такие случаи описаны, то тогда это локальная история. Она достаточно неприятная, с тяжелыми последствиями, но она будет ограничена Великобританией, несколькими случаями в Америке и все. И тогда нас это вообще не коснется.
- Какие меры профилактики позволят защитить детский организм от инфекции? Даже если шансы заражения минимальны.
Игорь Кашаба: Я в любом случае всегда говорю о том, что надо заниматься профилактикой любых заболеваний. Гепатиты как таковые, если мы говорим об этиологии развития этого состояния, то это опять же вопросы, связанные с правильным питанием, здоровым образом жизни, с повышением естественных защитных сил организма, то есть иммунитета, закаливания и т. д. На самом деле это простые правила. Если мы говорим о вирусных гепатитах, то важно соблюдение санитарно-эпидемиологических мероприятий, соответствующие требования к медицинскому оборудованию, стерилизации инструмента. Ну и еще мы можем просто пожелать себе не заболеть.