В Казахстане завершается программа льготного жилищного кредитования «7-20-25». Предварительные итоги ее реализации в эфире телеканала «МИР 24» озвучил главный менеджер национального оператора программы АО «Казахстанский фонд устойчивости» Айбар Олжаев.
- В Казахстане программа льготного жилищного кредитования «7-20-25» очень популярна. Но наши телезрители из других стран Содружества могут о ней не знать. Расскажите, почему она так называется и когда была запущена?
Айбар Олжаев: В целом «7-20-25» – это уникальная единая массовая ипотека для всех граждан Казахстана. Активно реализуется с сентября 2018 года, тогда она стартовала и встала на промышленные рельсы. Эта ипотека очень популярная, можно сказать, что «7-20-25» – нарицательное имя для всей ипотеки в Казахстане. Хотя у нас работает очень много ипотечных программ разного класса, для разной аудитории. Но «7-20-25» воспринимается как массовая ипотечная программа.
Все условия программы зашиты в ее названии. 7 – это годовая процентная ставка, 20 – это в процентах первоначальный взнос от стоимости жилья, 25 – в годовом выражении максимальный срок ипотеки. При этом нужно отметить, что 25 лет – самый максимальный возможный срок. Саму ипотеку можно оформить на любой срок, главное – не превышать 25 лет.
- Почему при разработке программы акцент был сделан на приобретение жилья в новостройках?
Айбар Олжаев: Выбрав объектом кредитования только первичное жилье, Казахстан смог решить сразу несколько задач. Первое – социальная, с заботой о гражданах. С учетом того, что ипотека долгосрочная, с максимальным сроком 25 лет, учитывается амортизационный ресурс жилья. Поэтому оно должно быть новое. Второе – недопущение спекулятивного роста цен в виду привлекательных условий ипотеки. Если выдавать ее на вторичном рынке жилья, мы увидим очень большой рост. Третье – стимулирование жилищного строительства, тем самым получение мультипликативного эффекта для всей нашей экономики через развитие строительной сферы, смежных областей по производству строительных материалов и создание новых рабочих мест. Это три основных фактора того, что только первичное жилье кредитуется по программе.
- А как программа повлияла на темпы жилищного строительства?
Айбар Олжаев: Очевидно, что реализация программы «7-20-25» очень положительно повлияла на темпы жилищного строительства и в целом на темп развития всей отрасли. Мы получили долю строительства в ВВП не ниже 6% по итогам прошлого года. В 2018 году, когда программа только начинала свою работу, общий объем ввода жилья по Казахстану составил порядка 12,5 млн кв.м. В 2019 году показатель возрос до 13,1 млн кв.м, в 2020 году уже составил 15,3 млн кв.м, а в 2021 году достиг 17,1 млн кв.м. То есть идет постоянный рост с 2018 года, когда программа стартовала. Сейчас общий рост составляет 4,6 млн кв.м жилья. Это абсолютный рекорд в истории как независимого Казахстана, так и со времен Казахской ССР. Получается, мы сейчас практически в 2,5 раза больше строим, чем в советское время. Это к слову о том, что у нас эффективно идет рыночная экономика.
- Сколько всего денег было выделено из бюджета на реализацию программы и сколько освоено на текущий момент?
Айбар Олжаев: Согласно условиям программы, индикаторы четко определены. Это объем кредитования в один триллион тенге. Финансирование идет по рыночному принципу. Мы размещаем облигации на казахстанской фондовой бирже, вырученные средства направляем на выкуп ипотечных кредитов у банков-партнеров. В настоящее время выдано 558 млрд тенге, это 56% от всего запланированного объема. У «7-20-25» нет конкретных сроков завершения, все зависит от полного освоения средств. По нашим прогнозам, программа будет выдавать кредиты до конца второго квартала 2023 года.
- А сколько всего заявок одобрено в рамках программы и сколько одобрено в 2022 году?
Айбар Олжаев: За все время выдано 44 тысячи кредитов на сумму 558 млрд тенге. Из них в этом году 7800 кредитов на сумму 111 млрд тенге.
- И какие условия должны были соблюсти заемщики, чтобы попасть в эту программу?
Айбар Олжаев: Условия очень простые, их всего четыре. Нужно быть гражданином республики Казахстан, не иметь жилья в собственности, не иметь других ипотечных кредитов и иметь официальный доход.
- Были ли вшиты в программу ограничения по размеру жилищных кредитов?
Айбар Олжаев: Да, действует лимит на стоимость приобретаемого в рамках программы жилья. Его стоимость должна быть не больше 25 млн тенге в городах республиканского значения. У нас есть три города республиканского значения, это Нурсултан, Алматы и Шымкент. Для города Караганда лимит 20 млн тенге. Для остальных регионов 15 млн тенге.
- Какое жилье оказалось самым востребованным, исходя из этих лимитов?
Айбар Олжаев: По итогам трех лет реализации программы, больше 67 % приобретаемого жилья в рамках программы – этот одно– и двухкомнатные квартиры.
- Как вы думаете, будет эта программа продолжаться, учитывая полученный экономический эффект?
Айбар Олжаев: Я ранее говорил о том, что остатки средств, скорее всего, будут осваиваться и в следующем году. Это конец второго квартала 2023 года. После полного освоения запланированного объема в 1 триллион тенге программа продолжаться не будет, по крайней мере, сейчас такой вопрос не стоит.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Гости эфира