Все высшие учебные заведения России и Республики Беларусь вышли из Болонской программы. По этой системе с 1999 года работали практически все вузы Европы, а с 2003 года к ней присоединилась и Россия. Как отказ от Болонской системы изменит высшее образование в России, что ждет сегодняшних студентов и возможно ли возвращение советских стандартов? Корреспондент Mir24.tv узнал мнение экспертов по самым актуальным вопросам в этой сфере.
Многим Болонская система знакома в первую очередь по трехступенчатой системе образования – бакалавриат, магистратура и аспирантура. Но более важным аспектом здесь является стандартизация и приведение к единообразию оценок и вступительных экзаменов в вузах разных стран. Благодаря этому, например, дипломы российского образца активнее котировались на Западе. Именно в сотрудничестве и постоянном обмене опытом заключался главный смысл Болонского процесса. Поэтому исключение России из этой системы в первую очередь скажется на европейском сотрудничестве.
«Мировой образовательный рынок не ограничивается только Европой. Например, США не участвуют в Болонском процессе, хотя соглашение и имеет там определенную силу. Нет там и Китая, Индии, Бразилии и многих других стран, что не мешает им быть важной частью мирового образовательного пространства и сотрудничать с другими странами, в том числе с европейскими», – отмечает к.э.н., доцент Института мировой экономики и бизнеса РУДН Равиль Асмятуллин.
Отвечая на вопрос, насколько сильно изменится образовательная система России после выхода из Болонского процесса, важно отметить, что многие принципы этого подхода так и не смогли окончательно прижиться в нашей стране. По словам основателя юридической фирмы «Д|К» Дмитрия Коржова, обмена между университетами внутри России практически не существовало, в отличие от обмена заграничного.
«Для перехода из одного вуза в другой студенты были вынуждены досдавать некоторые предметы или проходить отдельные курсы заново. Хотя Болонская система предполагает, что во всех входящих в нее вузах существует примерно одинаковый набор предметов, сдача которых актуальна для всех университетов», – говорит Дмитрий Коржов.
Как замечает эксперт, эти трудности препятствовали свободе академического выбора: в рамках Болонской системы каждый студент мог организовать свой индивидуальный план обучения, пользуясь курсами по выбору, которые в России так и не были реализованы полноценно.
«Такая система требует высокой самоотдачи от преподавателей. Если у вас есть курс по выбору, вас могут не выбрать – вы останетесь без нагрузки. Это угроза для преподавателя, который привык к тому, что студенты есть всегда», – резюмирует Дмитрий Коржов.
По словам представителей Минобрнауки, выход из Болонской системы будет плавным и постепенным. Это не удивительно, ведь сейчас в России реализуется 30 тысяч программ бакалавриата и 17 тысяч программ магистратуры, по которым обучается более 3 млн студентов.
«Все студенты, которые поступили на ту или иную образовательную программу, совершенно спокойно смогут продолжить ее освоение и получить ту квалификацию, на которую изначально поступали. Их дипломы никаким образом не утратят свою силу или значимость. Аналогично дело обстоит и с теми, кто уже получил квалификацию бакалавра или магистра. Перестройка российской системы образования будет постепенно вносить свои коррективы в процесс обучения, собирая лучшее от советской и Болонской системы», – заключил кандидат экономических наук, замдекана факультета технологического предпринимательства университета «Синергия» Ольга Харина.
Читайте также:
- Cинтез советского опыта и современных наработок: как изменится высшее образование в России?
- Эксперт объяснил, почему система образования должна опираться на специалитет
- Образование по-своему: российские вузы будут ориентироваться на специалитет
- ЮНЕСКО: Каждый десятый взрослый житель Земли не умеет читать и писать
- Садовничий: Резких перемен в системе образования России не будет
Подробнее в сюжете: Образование в СНГ