В России состоялся фестиваль «Завораживающая красота». Перед публикой выступили все звезды российского синхронного плавания. Как российским спортсменкам удается столько лет держать высокую планку и стабильно выигрывать все крупнейшие турниры? Как родился первый в своем роде подводный мюзикл «Русалочка. Параллельные миры»? Об этом в интервью программе «Евразия. Дословно» рассказала трехкратная Олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, депутат Московской городской думы и ведущая программы «Слабое звено» на телеканале «МИР» Мария Киселева.
- Прошел фестиваль синхронного плавания «Завораживающая красота», участницами которого стали главные российские спортсменки, главные синхронистки. Как вы оцениваете этот фестиваль? Первый блин – он не комом?
Мария Киселева: Судя по оценке участников, а участники у нас – это лучшие спортсменки и лучшие тренеры не только нашей страны, но и мира, судя по оценке всех зрителей и всех организаций, которые помогали нам организовать этот фестиваль, – он удачный. Он всем понравился, все увидели в нем многогранность, преемственность поколений нашего российского синхронного плавания.
И, конечно, в нашей сложившейся ситуации сегодня он крайне необходим. Я счастлива и рада, что этот фестиваль звезд синхронного плавания «Завораживающая красота» состоялся, и что в нем смогли принять участие все наши сильнейшие спортсменки сборной команды России по всем возрастам. Под руководством наших гениальных, великолепных, лучших в мире, не побоюсь этого слова, тренеров.
- Какие перспективы, что фестиваль будет ежегодным?
Мария Киселева: Я очень хочу в это верить, и надеюсь, что это случится. Потому что это правда очень важное и нужное событие. Оно нужно как тренерам и спортсменам, чтобы они увидели, насколько они нужны нашей стране, всей нашей отрасли, всем деткам, которые смотрят на них. И, безусловно, нам, зрителям, болельщикам. Маленьким деткам, которые делают только первые шаги, и тем родителям, которые еще думают, куда отдать своих деток. Они заряжаются такой энергетикой невероятной. Это 25-летняя история мировых побед. Поэтому здесь, конечно же, есть, чем заразиться. А когда выступают лучшие из лучших, конечно же, самая легендарная синхронистка всей планеты, это семикратная Олимпийская чемпионка Светлана Ромашина, это, конечно, впечатляет. И хочется, чтобы можно было радовать людей и развивать отрасль синхронного плавания каждый год. И самое главное, не только в Москве, но и в других регионах.
- Вы организатор шоу на воде, в частности, «Русалочка. Параллельные миры» одно из них. Это такая красивая история, где действие разворачивается в трех мирах: на воде, в воде, в воздухе. Насколько сложно шоу такого масштаба сделать?
Мария Киселева: Я, наверное, вообще, в принципе, счастливый человек. Потому что я уже почти 20 лет могу заниматься тем, что я безумно люблю, и где соединятся все мои умения, опыт и хобби. Плюс к этому еще и мои друзья, коллеги, с которыми мы работаем вместе почти 20 лет. Нашему театру на воде Aquamagica уже почти 20 лет, и мы создаем и различные шоу, и уже 12 лет создаем спектакли на воде. Один из которых, как вы правильно сказали, «Русалочка. Параллельные миры».
Это действительно сказка. Казалось бы, по классическому сюжету, но рассказанная совершенно особенным языком. В котором соединяются три пространства – вода, суша и воздух, действие происходит везде. И где соединяются спорт и искусство. Актерами, артистами нашего спектакля являются как спортсмены различных видов спорта, – это синхронное плавание, прыгуны в воду, флайборд, так и артисты различных жанров, – это актеры, певцы, музыканты, балет. Поэтому все это соединяется в понятном сюжете новым языком для наших зрителей.
Но когда мы все в это вкладываем свое сердце, свою душу и свой профессионализм, – у нас большая профессиональная команда, где каждый занимается своим участком и своим отдельным блоком. А зрителями наших спектаклей являются семьи, потому что эти спектакли на воде для всей семьи. Сидишь на трибунах с самыми близкими для тебя людьми, видишь, казалось бы, знакомую сказку, но рассказанную совершенно новым, необычным языком. И получаешь эти новые яркие эмоции с самыми близкими людьми для тебя. Мне кажется, эти эмоции, которые приходят к людям, они остаются там надолго, и делают жизнь более радостной, воздушной и счастливой.
- В шоу участвуют профессиональные спортсмены. Насколько это большой вызов для них? Можно это сравнить с мировыми первенствами, на которых они до этого выступали?
Мария Киселева: Мне кажется, соревнования, шоу и спектакли – это немножечко разные истории. Разный вид выступления, вид деятельности, но эмоции, наверное, такие же яркие. Вот даже если сравнивать, вспоминать высказывания наших чемпионок Светланы Ромашиной, Светланы Колесниченко, Варвары Субботиной, которые принимали участие в «Завораживающей красоте». Они говорили, что «конечно, это не соревнования, но мы все равно волнуемся. И мы получаем такие яркие эмоции, потому что мы не имеем права выступить плохо. Потому что у нас есть ответственность, на нас смотрят наши болельщики, на нас смотрят маленькие дети, которые заряжаются, юные спортсмены».
И Татьяна Николаевна Покровская, главный тренер сборной, тоже отмечала в своих выступлениях, что на таких мероприятиях, как шоу, спортсменки больше раскрепощаются. Это, во-первых, возможность для них раскрыть свой внутренний потенциал с эмоциями, и это тоже очень хорошо. В том числе и для профессионального синхронного плавания. В том числе и для выступления потом на соревнованиях. Поэтому здесь такая многогранность, немножко разные эмоции, но всегда это волнительно.
А потом, зрители же все чувствуют и все видят. Мы работаем на небольшом расстоянии от зрителя, где немножко камерная история. И где, в принципе, видны глаза артистов. Это очень важно, потому что ты смотришь не какую-то бездушную пустую историю, а эмоции до тебя доносят артисты. Поэтому, когда мы ставим спектакль, когда мы его отрабатываем, когда мы его собираем все вместе, мы всегда говорим нашим артистам, что вы должны чувствовать то, что вы делаете. Вы должны пропускать это через себя. Чтобы в ваших глазах, из вашей души исходили те эмоции, которые достигают сердец наших зрителей. И это получается, это правда работает, потому что, приходя на спектакль на воде, зрители забывают, что они попали в обычный спортивный бассейн. Он совершенно не похож! И многие даже спрашивают, а где вода, а где обычные атрибуты бассейнов? Потому что там декорации, там художественный свет, потому что там специально созданные костюмы, грим, естественно, профессионально написанная музыка. И понятно, что специально поставленные движения под каждый номер. И это сказка, которая оживает наяву.
- Если говорить о соревнованиях, о спорте, то какими качествами нужно обладать, чтобы достигать побед? Как синхронисткам нашим удается держать марку столько лет?
Мария Киселева: Здесь совокупность нескольких факторов. Во-первых, любой вид спорта, куда с детства приходят мальчики и девочки, он закаляет, он воспитывает характер, силу воли, чувство держать удар, чувство справляться со сложностями, с неудачами и с победами. Умение отделять то, что мешает тебе достигать цели, и идти к своей поставленной цели. Естественно, наставники, которые у тебя есть. Без наставника, без хорошего тренера невозможно добиться никаких результатов. Данные, безусловно, должны быть, без этого тоже нельзя. Ну и трудолюбие. Работа, работа и еще раз работа.
Синхронное плавание – это такой вид спорта на грани спорта и искусства. Он, казалось бы, такой красивый, такой возвышенный, воздушный, невероятный.
- Но на износ, мне кажется...
Мария Киселева: Но это очень тяжелый вид спорта. Потому что он включает в себя сразу несколько видов спорта и даже несколько видов искусства. И на каждый нужно найти время. Именно поэтому сборная команда нашей страны тренируется по 10-12 часов в день физической нагрузкой 11 месяцев в году. И конечно, планка завышенная. Планка нашего тренерского штаба, который возглавляет Татьяна Николаевна Покровская все эти 25 лет, которые российская команда выигрывает на международных аренах. Это всегда идти вперед, всегда работать больше, всегда быть на три головы выше соперника, всегда чувствовать, что есть соперники, которые хотят тебя обогнать. Всегда подготовить сюрприз, и каждая тренировка заканчивается. Вы знаете, я за всю свою историю, когда сама еще была спортсменкой, у меня 20 лет карьеры спортсменки, ни одна тренировка не закончилась словами «все прекрасно, можно идти отдыхать». Каждая тренировка заканчивается: «Ну хорошо, работы много, встретимся завтра». Так вот примерно, в таком варианте.
Поэтому это, безусловно, традиции, которые существуют. Это, безусловно, колоссальная работа, свои наработанные методики, это тренерский штаб, и это развитие сборной вида спорта, это скамейка запасных, которая существует. То, что мы видели на фестивале синхронного плавания, – несколько сборных по возрастам, старшая юниорская и юношеская. Развитие вида спорта в регионах и большая конкуренция. Большая конкуренция, большое желание попасть в эти команды. Это такое стремление, такой стимул, который движет тебя вперед. Потому что в конкуренции и рождается еще больший результат. Я думаю, здесь совокупность нескольких факторов.
- Ваша дочь Даша участвовала в нескольких шоу как героиня. Это был ее посыл или ваш?
Мария Киселева: А это, наверное, была совместная история. Когда она была маленькая... На самом деле, и Даша, старшая дочь, и Саша, младшая дочь, прошли через это. Они были действительно героинями сказок, которые мы ставили, спектаклей на воде. И они получали от этого колоссальное удовольствие, и я видела, что это для них возможность развития и раскрытия своих внутренних потенциалов. Ведь выйти на публику в любой ипостаси – это, на самом деле, такая ответственность перед собой, это нужно справиться и с волнением, и со страхами, которые есть у тебя внутри. И если есть такая возможность, а дети этого еще и хотят, я считаю, что нам нужно давать своим детям такую возможность раскрываться. Со стеснением справиться, с волнением справиться, рассмотреть свои актерские данные, которые могут проявиться, возможно, дальше, спортивные данные. Это возможности раскрыться. Раскрепощение, которое только помогает ребенку идти вперед, посмотреть на себя и увидеть новые возможности.
- Я с удивлением обнаружила, что в центре по синхронному плаванию Марии Киселевой принимают не только девочек, но и мальчиков. Много ли желающих родителей отдать мальчиков в синхронное плавание?
Мария Киселева: Да, синхронное плавание у нас уже с 2015 года официально приняло мужчин. У нас микс-дуэты с чемпионатом мира по водным видам спорта, который как раз в 2015 году проходил в Казани, микс-дуэты обязательно в программе соревнований. Поэтому, конечно, мальчики занимаются, родители приводят мальчиков в синхронное плавание. Не так много, как девочек, безусловно, но в последнее время все-таки побольше, они есть. У нас все-таки не один синхронист на всю страну, а их несколько. И мальчишки маленькие приходят.
Ну по-разному все к этому относятся. В нашей школе не так много мальчишек. На данный момент их вообще всего два. Но двери открыты, и мы всегда ждем. У нас был такой опыт несколько лет назад, мы решили набрать в группу только мальчиков-синхронистов и отдельно с ними работать. Мы специально взяли тренера-мужчину, который мог с ними общаться не только на женском языке, но и на мужском. Как мне кажется, это важно для взросления мальчиков. Они год у нас протренировались, все было замечательно, они шикарно научились плавать за это время. В конце года они сказали: «Спасибо большое, мы плавать научились, и мы пойдем в другие виды спорта». Никто из них не остался из этой отдельно созданной группы.
Поэтому мы больше отдельные группы не делаем, но двери для мальчиков так же, как и для девочек, открыты. И те мальчики, которые у нас сейчас есть, тренируются вместе с девочками по одной и той же программе. В других школах происходит примерно то же самое. Где-то чуть больше мальчиков, где-то чуть меньше. Но очень интересно смотреть, как этот вид развивается, и я считаю, что здесь есть очень хороший потенциал. Живем и развиваемся.
- Ну вот сейчас, когда российских спортсменов отстранили от многих соревнований, будут ли какие-то дополнительные старты проводиться в России, какие-то смотры, соревнования, аналог Олимпиады? Что будет в этом смысле добавлено?
Мария Киселева: Да, безусловно. Сейчас ведется активная работа для того, чтобы у спортсменов могли быть старты. Потому что только тренировочный процесс недостаточен для спортсменов любого уровня, а особенно для спортсменов самого высокого уровня. Безусловно, нужны старты, на которых спортсмены прокатывают свои программы, оттачивают свое мастерство, проверяют свою стрессоустойчивость. И, конечно, сейчас будут введены дополнительные старты, они уже в проработке находятся, где будут выступать все наши сборные команды в синхронном плавании по всем возрастам. С приглашением дружественных нам команд.
- Вы ведущая интеллектуального шоу «Слабое звено» уже много лет. Как вам кажется, почему столько лет интерес зрителей к этой программе не ослабевает?
Мария Киселева: И здесь, мне тоже кажется, совокупность нескольких факторов. Во-первых, это на самом деле интересный формат. Ну, правда интересный. Если говорить про время 20-летней давности, то тогда он был просто первый в таком формате на телевидении, до этого все были белые и пушистые. И такой стиль ведения был недоступен. Это сегодня мы можем видеть все, что угодно, на просторах телевидения и особенно в интернете. Но при этом программа остается популярной, и программа остается на пике.
И вот сейчас, после возвращения этой программы, наша задача была сделать ее современной. Не сделать кальку того, что было 20 лет назад, а сделать ее актуальной к сегодняшнему времени. Потому что темп жизни поменялся, ритм совершенно другой, возможности другие. Поэтому нужно было ее сделать именно такой, чтобы пульс чувствовался. И наша большая команда приложила к этому много усилий. Это второй успех – команда, хорошая команда, которая делает эту программу. Это как в спорте – знаете, спортсмен на пьедестале стоит один, в честь него поднимается флаг, звучит гимн и встают трибуны. Но это только вершина айсберга. Для того, чтобы он стоял там, работает огромная колоссальная команда. Те, кого в данный момент просто не видно. Но если бы их никогда не было, он бы никогда не стоял на этом пьедестале. Ровно то же самое и с программой «Слабое звено». Каким бы гениальным не был бы кто-то один в этой программе, если бы не было хорошей крепкой профессиональной команды, она бы не сложилась и не случилась. Поэтому это совокупность факторов, от которой все идет. И я благодарна и рада, что зрители принимают эту программу сегодня. И искренне получаю удовольствие от работы на этом проекте.
- Говорят, что очень сложно пройти кастинг в программу «Слабое звено». Кого не берете, как туда пройти, какие секреты здесь есть?
Мария Киселева: Кастинг, действительно, достаточно сложный, потому что большое количество желающих поучаствовать.
- Очередь стоит?
Мария Киселева: Да, и это очень хорошо. На самом деле сложность кастинга только в том, что тебе просто надо ответить на ряд вопросов для того, чтобы не оказаться в глупой ситуации на съемочной площадке, когда, какой бы вопрос тебе ни задали, кроме слова «паста» ничего не сможешь сказать. Это будет не интересно ни игрокам, которые будут играть с тобой, ни зрителям, которые будут смотреть эту программу. Поэтому кастинг проводится для того, чтобы просто понимать, что люди готовы и могут отвечать. Что у них есть знания, которыми они готовы делиться. И уже дальше, пройдя этот не очень сложный этап, идет созвон с редакторами для того, чтобы можно было собрать команды. С одной стороны, сложно, с другой стороны, совсем не сложно. И дальше зависит уже от игроков, насколько они могут справиться психологически с собой на съемочной площадке, когда все это в реальности происходит.
- Можно ли сказать, что, когда вы снимаетесь, вы выбираете тех, кто посильнее, чтобы еще посильнее на них надавить? То есть отличается ли ваша подача в зависимости от того, кто перед вами стоит?
Мария Киселева: Нет, вопросы выпадают совершенно случайно игрокам. Ни под какого игрока никогда не подбираются вопросы.
- А ваши подковырки?
Мария Киселева: Мой диалог с игроками строится ровно от того, как они ведут себя на площадке. Как они играют раунд, как они показывают свои знания и как они проявляют себя, – с уважением к другим, позитивно, или они пытаются идти не спортивным путем поведения, как правильно выразиться. Не совсем этично ведут себя на площадке, вот так более корректно будет.
- То есть отношение, в общем-то, честное? Как человек себя показал, так вы и относитесь?
Мария Киселева: Да, абсолютно. Я же не выбираю, кто пройдет дальше, а кто уйдет. Это абсолютное решение игроков, это решение команды. Они сами решают, с кем им идти дальше, а с кем нет. И здесь самое интересное начинается. Это такая внутренняя психология. Они пытаются найти, с кем им построить коалицию, против кого сыграть, кого задержать, кого не задержать. А некоторые просто очень хорошо идут на своих знаниях, контролируют всю игру и играют по правилам. Некоторые пытаются такими уловочками пройти дальше и убрать тех, кто им мешает, может даже тех, кто посильнее. Вот это все, из чего сплетается вся эта игра, вся эта психология каждой конкретной игры. Именно от этого зависит, как я разговариваю с каждыми конкретным игроком. И это может меняться ровно по щелчку пальцев в ситуации на площадке.
- Спасибо за этот добрый разговор со мной!
Мария Киселева: Вы ожидали, что будет по-другому? В черном цвете сегодня вы, а не я. Спасибо большое за то, что пригласили!
Читайте также: