Специалист по экономике и политике Китая предположил, к чему приведет визит Нэнси Пелоси на Тайвань

03:00 03/08/2022

Спикер палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси все-таки решила лететь на Тайвань. Какими будут последствия ее поездки, телеканал «МИР 24» спросил
заведующего сектором экономики и политики Китая ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Сергея Луконина.

- О последствиях визита Пелоси на Тайвань Китай предупредил США еще накануне. Постоянный представитель КНР при ООН заявил, что целостность Китая представляет собой «красную линию», пересекать которую он, цитирую, «никому не позволит». Тем не менее, США это сделали. Зачем?

Сергей Луконин: Соединенные Штаты Америки как раз заинтересованы в том, чтобы пересекать те «красные линии», которые обозначил Китай. Это стратегия, которая рассчитана на достаточно продолжительный период времени.

Главная задача для Вашингтона – если уж не остановить, то хотя бы затормозить экономическое, социальное, инновационное развитие Китая. В прямом столкновении это сделать не удастся, потому что тогда Вашингтон получит неприемлемые потери в отношении своей экономики, как пример. Поэтому тактика США заключается в том, чтобы создать максимальное количество точек напряжения вокруг Китая. К этим точкам напряжения относятся, во-первых, широкое обсуждение нарушения прав человека в Китае в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. И Тайвань как раз входит в сферу точек напряжения, которые необходимо обсуждать на международной арене и так далее.

Да плюс к этому можно добавить попытки создания Соединенными Штатами Америки разнообразных союзов – военных, политических и частично экономических, которые должны, по идее, окружить Китай и затруднить ему дальнейшее экономическое развитие. Ну и Тайвань – это одна из самых горячих точек, на мой взгляд, которые США будут раскручивать в отношении КНР.

- При этом очень любопытный момент. Когда появилась информация о том, что Нэнси Пелоси все-таки прилетит на Тайвань, официальный Вашингтон через какое-то время сделал заявление, что это ее личное решение, а официальные власти Вашингтона придерживаются концепции единого Китая. Что решение спикера Палаты представителей – это ее личная ответственность, личное решение. Такая двоякая получается позиция.

Сергей Луконин: Вашингтон сейчас балансирует между своей официальной точкой зрения и теми документами, которые Вашингтон сам подписал. А подписался он под тем, что они признают единый Китай. То есть Тайвань является провинцией КНР. Но при этом они, конечно же, сейчас разнообразными способами показывают, что они поддерживают своего партнера, что эту тему можно раскручивать, разнообразные провокации устраивать ну и так далее.

По поводу заявления о том, что это личное дело самой Нэнси Пелоси, на мой взгляд, это звучит удивительно. Собственно говоря, о чем тогда можно договариваться с Соединенными Штатами Америки, если у них президент не контролирует поведение своих собственных чиновников, которые по значимости входят в первую тройку.

- Но было же высказывание Байдена о том, что для визита на Тайвань она выбрала не самый удачный момент. То есть такое как бы предостережение, что не надо этого делать?

Сергей Луконин: Этими заявлениями Вашингтон снимает с себя ответственность. Во всем виновата Нэнси Пелоси.

- По поводу угрожающей ситуации, любопытный момент. С одной стороны, присутствует авианосная группировка во главе с авианосцем Рональд Рейган. А с другой стороны, народно-освободительная армия Китая проводит морские учения, сухопутные учения просто через пролив от Тайваня. Есть видео, где китайская бронетехника просто по пляжу проходит буквально по кромке воды. Но, я понимаю, вы предполагаете, что именно военного столкновения не будет в этой ситуации?

Сергей Луконин: Я предполагаю, что военного столкновения не будет, потому что ни та, ни другая сторона в этом сейчас не заинтересованы. Напомню, что в Китае в этом году осенью ожидается ХХ съезд Коммунистической партии Китая, на котором полномочия Си Цзиньпина в качестве председателя КНР должны будут быть продлены на третий срок. Это такое нарушение неофициального завета Дэн Сяопина, который предполагал, что все-таки председатели КНР должны выполнять свои обязанности не более двух сроков подряд. Но законодательно это нигде не закреплено.

И, собственно говоря, сейчас обе стороны попали в такое противоречивое положение. Китай не может потерять лицо ни в коем случае, потому что это удар по лицу Си Цзиньпина. А Соединенные Штаты Америки также не могут потерять свое лицо, потому что обретут удар по их репутации как страны, которая может поддерживать своих союзников и партнеров и отстаивать их интересы. Поэтому, я думаю, здесь разрешение будет все-таки на уровне дипломатии и экономики.

Да, есть вероятность, что Китай введет какие-нибудь санкции, не факт, что официальные. Просто американским компаниям вдруг неожиданно станет труднее работать на китайском рынке. Это будет связано с многомиллиардными потерями. И, по сообщениям прессы, мы видим, что Китай в отношении тайваньских компаний уже вводит такие ограничения. Сейчас, если мне память не изменяет, введены ограничения относительно тайваньских компаний, которые торгуют рыбой. Введены запреты на импорт в Китай из Тайваня какой-то другой продукции. Это как раз начало.

- Китайские интернет-компании закрывают тайваньские платформы. Это из совсем свежих сообщений. Получается, цитируя госсекретаря США Энтони Блинкена, в случае визита мы ожидаем, что Китай будет действовать разумно и не будет содействовать эскалации ситуации. То есть вот это – проявление того, что Китай на самое жесткое военное обострение не пойдет?

Сергей Луконин: Нет, не пойдет. Китай прекрасно понимает, что Соединенные Штаты Америки пытаются втянуть его в горячее противостояние. И Китай всеми возможными способами будет стараться избегать этой ситуации. Потому что в какой-то степени сейчас и экономика Китая находится в таком переходном периоде смены одной экономической модели на внедрение и использование новой экономической модели. Это имеется в виду та, которая будет основана на внутреннем потреблении. Поэтому сейчас такие проблемы Китаю совершенно ни к чему.

- Тем не менее, очень много звучит о том, что этот визит на Тайвань для Пекина – как красная тряпка для быка. Там надо же историю знать, что Пекин воспринимает как свою провинцию. Тайвань же себя считает отдельным независимым государством...

Сергей Луконин: Нет-нет. Прошу прощения, что я вас перебил. В большей части вы правы. Тайвань не считает себя независимым государством. А Тайвань считает, что это он – Китай. А после того, как руководство Гоминьдана, проиграв гражданскую войну с Мао Цзэдуном, убежало на Тайвань, они считают, что именно они являются Китаем. А КНР считает, что Тайвань является провинцией.

- Они друг друга считают своей провинцией?

Сергей Луконин: Да. поэтому здесь не стоит вопрос о независимости Тайваня. Скорее, здесь вопрос о признании Тайваня независимым государством. Это такое изменение концепции в восприятии самих себя. Это достаточно сложный вопрос. Потому что в этом случае придется менять и Конституцию Тайваня. В общем, там достаточно все запутано.

Но посещение чиновником такого высокого ранга своей собственной провинции, не согласованное в Центральным Китаем, естественно, Китай воспринимает и как хамство и перехождение «красной черты», и как красную тряпку.

- Но при этом, если не дойдет до военного столкновения, я очень надеюсь, что до этого не дойдет, будут взаимные экономические санкции. Но насколько это серьезно скажется и на экономике Китая, и на экономике США? Ведь они друг у друга крупнейшие партнеры на сегодня, насколько я понимаю?

Сергей Луконин: Я считаю, что сейчас в меньшей степени это скажется на экономике Китая, а в большей части на экономике Соединенных Штатов. Все-таки уже второй месяц подряд продолжается рецессия в американской экономике. То есть это сокращение валового внутреннего продукта. Я думаю, это достаточно сильно бьет по престижу Байдена и его партии.

Китай, в общем-то, неплохо преодолел последствия пандемии. Да, некоторые экономические показатели не восстановились до сих пор. Однако кризиса в китайской экономике мы сейчас не наблюдем. Темпы прироста валового внутреннего продукта, естественно, снизились. Но, однако же, они не являются отрицательными. И по итогам года они будут, скорее всего, положительными. Там есть отдельные проблемы со строительным сектором. Некоторые проблемы с достаточно высоким уровнем безработицы среди выпускников китайских вузов и так далее. Но это проблемы не критические, которые, во-первых, известны китайскому правительству. Во-вторых, китайское правительство с этими проблемами работает. И так сильно они не ударят по престижу Коммунистической партии Китая. А вот в отношении США, я думаю, ситуация чуть более критичная, и они могут получить достаточно сильный бумеранг.