Как памятники в Петербурге защищают от дождя, «бронзовой» болезни и голубей

11:45 03/09/2022

Дождь, палящее солнце и назойливые голуби – чего только не приходится терпеть городским памятникам. В Петербурге их тысячи и каждому требуется уход и внимание. Например, бронзового Петра регулярно покрывают специальным составом с воском, чтобы защитить от коррозии. О том, как отражаются перепады температуры на монументах, выясняла корреспондент «МИР 24» Елена Куршук.

В центральном музее города Петропавловской крепости исчезли летние очереди. В сентябре здесь – традиционный мониторинг состояния. На трехсотлетних стенах, например, надо обновить известковое покрытие.

Такой дождь, как сейчас, на стены крепости, конечно, никак не влияет. Кладка здесь историческая, XVIII века, и почти как новенькая. Но вот у основания – там, где почва подходит к стене, уже видны следы разрушений. Главный враг петровских построек – влага от близлежащей Невы и каналов.

«Естественно, происходят процессы разрушения, от которых никуда не деться. Выполняются дополнительные мероприятия. В частности, обработка специальными составами, которые отталкивают влагу от кирпича, что увеличивает срок службы», – объяснила начальник отдела капитального ремонта и реставрации Ольга Куликова.

Искушение памятником
Свой след оставила и ушедшая летняя жара. На горожанах загар, на бронзовых жителях Петербурга – копоть. Легендарные кони архитектора Клодта к концу лета изменили цвет: стали темнее. Они уже записаны на банные процедуры. Моют жеребцов мягкими нейтральными средствами.

«Когда жарко, больше выхлопов оседает. Свободный хлор, молекулы хлора способны вызвать так называемую бронзовую болезнь. Это химическая реакция. Пленка защищает, но при повреждении патины может повреждаться материал», – сказала начальник отдела памятников Государственного музея городской скульптуры Екатерина Шишкина.

Остальные монументы примут «естественный» душ. Циклон «Орнелла» хорошо пролил и помыл все памятники. Работу погода сделала даже быстрее, чем коммунальщики. Ведь в городе больше восемь тысяч памятников. Отмыть разом все под силу только небесной канцелярии.