Экологический активист сообщила о засорении Чиркейского водохранилища в Дагестане

02:25 27/09/2022

Жемчужина Дагестана – Чиркейское водохранилище, превращается в помойку. В водоеме плавает огромный мусорный остров из пластика. Откуда он взялся и как от него избавиться? Об этом телеканал «МИР 24» поговорил с экспертом проекта «Экологическая инспекция» Народного фронта Мариной Якубенко.

- Насколько мне известно, именно активисты Народного фронта забили тревогу по поводу дрейфующего мусорного острова из дерева и пластика. Так, правильно?

Марина Якубенко: Да, активисты Народного фронта обнаружили этот пластик в водохранилище. Пытались решить местными силами, не получилось. И поэтому привлекли «Экологическую инспекцию».

- А кто виноват в появлении этого мусора? Туристы, которые приезжают туда отдыхать, или жители горных сел Сулакского каньона?

Марина Якубенко: Там проблема получается комплексная, и в первую очередь виноваты, наверное, те, кто не организовал сбор мусора у жителей сел. Потому что наверху водохранилища расположены несколько сел. Насколько мне известно, там четыре разных района, и в этих селах просто никак не организован сбор мусора. Получается, что местные жители как-то стихийно организовывают места, куда стихийно сбрасывают весь свой бытовой мусор. И потом это с дождевыми водами и селевыми потоками поступает в каньон.

- Как планируется решить эту проблему?

Марина Якубенко: Во-первых, к решению проблемы нужно подходить комплексно. То, что сейчас мы предлагаем, это, конечно же, уже борьба со следствиями. Региону нужно закупить суда, которые собирают мусор из воды, установить улавливающие устройства, которые специальной сеткой не будут допускать попадания мусора в воду. Ну и самое главное, конечно же, нужно организовать сбор мусора.

Конечно, местные надзорные органы говорят о том, что есть села, куда очень сложно попасть, куда не может проехать мусоровоз. Но для этого наше законодательство предусматривает площадки временного накопления мусора, которые можно организовать. И вообще, мусорная реформа, которая задумывалась у нас в стране, задумывалась с целью, чтобы мы не просто собирали мусор и захоранивали его. Нужно мусор собирать раздельно, сортировать и перерабатывать.

В основном, конечно, то, что мы видели – пластик. Но пластиковые бутылки и старые сланцы – не самое страшное, что мы там нашли. Самое страшное – это лампочки и емкости из-под автомобильного масла. Это не просто не эстетично, это все загрязняет нашу природу.

Повторюсь, тут подходить к решению проблемы нужно комплексно. Первое – это организовать сбор мусора в деревнях и селах. И второе, конечно же, собирать тот мусор, который есть.

- А что касается туристов, которые приезжают отдыхать. Им есть, куда выбрасывать мусор?

Марина Якубенко: Это тоже отдельная проблема, которую мы увидели. Мы приехали на берег водохранилища и столкнулись с ситуацией, что некуда выбросить мусор. Задали вопрос людям, которые организовывают там прокаты катеров. Они сослались на то, что региональный оператор им обязан предоставить контейнер, что администрация обязана предоставить землю для установки контейнера. Но на самом деле, по закону, если у предпринимателя отсутствует договор на вывоз мусора, то полагается штраф до 300 тысяч рублей.

И вообще, то, что мы увидели, на мой взгляд, на взгляд нашей инспекции, – это недоработка правоохранительных органов. Потому что с нами в рейд выезжали представители природоохранной прокуратуры, министерства экологии. И представители природоохранной прокуратуры к нам отправили стажера, который даже не поехал с нами смотреть на этот пластик. Он даже не захотел это зафиксировать. Представитель Росприроднадзора сказал, что они решают эту проблему, но результата нет.

- Если вернуться к решению этой проблемы. Что ложится на местную власть? И что берут на себя активисты Народного фронта?

Марина Якубенко: Активисты Народного фронта, конечно, берутся проконтролировать, чтобы местные власти закупили все-таки эти суда, которые будут собирать мусор. Потому что министерство экологии говорит о том, что сейчас импортозамещение, что они пока сейчас ведут переговоры с местными производителями, которые изготавливают эти суда, собирающие мусор. Потому что на самом деле собрать мусор с воды – это не так легко. Они говорили, что проводили массу субботников, но количество мусора постоянно растет.

Жителю Башкирии надоело смотреть на мусор в лесу и заросший пруд
И активисты народного фронта, конечно, будут контролировать исполнение. Чтобы действительно были закуплены эти суда, и чтобы водоем был очищен. И параллельно чтобы был организован сбор мусора в этих селах. Чтобы больше мусор туда не попадал.

- Власти готовы пойти навстречу? Какие конкретные договоренности уже достигнуты?

Марина Якубенко: К сожалению, в рейде местные власти не принимали участие. Не знаю, может их не пригласили. Местное отделение Народного фронта планирует в ближайшее время собрать совещание, на которое пригласит все заинтересованные стороны. То есть это и все надзорные органы, и администрации, и там они будут вырабатывать дорожную карту, пошаговые действия. Кто, когда, что должен делать и контролировать.

- Чиркейское водохранилище, думаю, не единственный замусоренный объект в Дагестане. Смотрели ли вы, какие проблемные участки еще есть? Проводили инспекции на других территориях?

Марина Якубенко: Знаете, когда нас встретили в аэропорту и мы ехали в город, я обратила внимание на то, что что-то горит. И местные рассказали, что это у них горит свалка, она горит там постоянно. Со слов местных, с этой свалки сейчас региональный оператор вывозит мусор. И все надзорные органы говорят, мол, «она уже столько лет горит, мы ее тушим, она опять загорается, там такой большой слой, да, что-то нужно с этим делать». Это в центре города огромная свалка и, в зависимости от того, в какую строну дует ветер, на те или иные села несет дым, гарь.

- Что дальше будет происходить? На какой диалог вам все-таки удалось выйти с местными властями?

Марина Якубенко: Активисты Народного фронта, в том числе, написали массу писем, по всем надзорным органам. Но если в ближайшее время не будет принято каких-то решений на уровне региона, на уровне республики, то, я полагаю, мы будем писать уже, скорее всего, Генеральному прокурору. Чтобы уже на уровне Федерации обратили внимание на эту свалку, если местные власти ничего с ней не могут сделать.

- То есть мусорная проблема уже на повестке организации?

Марина Якубенко: Да, конечно. У активистов регионального отделения еще масса экологических проблем, которые они тоже постоянно поднимают. К сожалению, они все решаются не быстро.

- Спасение Чиркейского водохранилища уже напрямую связано с проектом «Экологическая инспекция» Народного фронта. Расскажите об этом проекте подробнее?

Марина Якубенко: В рамках «Экологической инспекции», во-первых, мы будем проводить школу экологических инспекторов, которых будем обучать, привлекать, чтобы выявлять все нарушения. Это, знаете, такое одно окно, где будут выявляться экологические правонарушения и будут направляться письма во все надзорные органы. И также есть проблемы, которые не решаются месяцами, годами, а наша задача придать максимальную огласку этой проблеме. И сделать так, чтобы она все-таки была решена. Такие основные задачи «Экологической инспекции».