Казахстан готовится к досрочным президентским выборам. Они состоятся 20 ноября. Первым зарегистрированным кандидатом стал действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев. С какой программой он идет на выборы? Об этом телеканал «МИР 24» поговорил с политологом Газизом Абишевым.
- Касым-Жомарт Токаев стал кандидатом от народной коалиции. А кто в нее входит и насколько это серьезная поддержка?
Газиз Абишев: В нее, в первую очередь, входят три парламентские партии. Это партия «Аманат» – партия парламентского большинства, и две оппозиционные партии – «Ак Жол» и Народная партия Казахстана. И еще ряд гражданских неправительственных организаций вроде «Гражданского альянса» и прочих. Насколько это серьезно, показывает то, что Токаев является кандидатом от большинства гражданского общества, такого политического мейнстрима. Вот о чем это свидетельствует.
- Есть такое экспертное мнение, что проведение президентских выборов не через полтора года, а сейчас – осенью, в ноябре, – это решение логичное и рациональное. С такой оценкой вы согласны?
Газиз Абишев: Да, и на самом деле я предсказывал необходимость проведения этих выборов еще весной. И тут несколько соображений. Первое из них – безусловно, как сказал президент. Кандидат Токаев шел на выборы в 2019 году как ставленник и преемник Назарбаева, той политической силы, которую возглавлял Назарбаев. Однако в результате завершения политического транзита в начале 2022 года теперь он является полностью самостоятельным политиком, обретшим всю полноту президентской власти. И сейчас ему нужно будет перезагрузить мандат. Потому что Токаев первого срока и Токаев нынешний – это политики разных административных и политических весовых категорий. Это первое соображение. К тому же, ему необходимо, безусловно, продолжить реформу политической системы, продолжить деперсонализацию, проводить более жесткие политические и экономические реформы. Для этого нужен обновленный мандат.
Второе соображение – это то же самое соображение, каким руководствуются лидеры британских правящих партий, когда внезапно объявляют досрочные парламентские выборы. Это тактические соображения для лучшего электорального успеха. Потому что впереди у нас могут быть всякие экономические кризисы, и ситуация может развиваться по-разному. Сейчас он пользуется большим уровнем доверия после произошедшего в начале года. Поэтому, я думаю, тактически он пошел на выборы, потому что, быть может, сейчас шансы на переизбрание выше, чем были бы в конце 2024 года.
- Если говорить о предвыборной программе, был же форум в Астане, где Токаев выступал, благодарил своих сторонников. И там же он озвучил семь основных принципов, объединяющих нацию. Можно это считать предвыборной программой?
Газиз Абишев: Проблема в том, что любая предвыборная программа, на мой взгляд, должна быть более локальная, рассчитанная на какое-то количество лет. Принципы, которые обозначил Токаев, я думаю, что им самим и его окружением позиционируются как стратегические принципы развития страны. И, безусловно, ему самому хотелось бы, чтобы они действовали, определили будущее Казахстана не на семь лет вперед, а на десятилетия. Безусловно, они станут какими-то основными идеологемами его большой программы. Но сама программа сейчас в разработке, и там должны быть более конкретные, более приземленные тезисы по экономике и политике на срок до 2029 года.
- Но там же на форуме звучало заявление о том, что страну ждут трудности, возможные вызовы. И, по словам Касым-Жомарта Токаева, на первое место в республике «выйдут сильные политические институты и общенациональные приоритеты». Вот в чем они, на ваш взгляд, заключаются?
Газиз Абишев: Я думаю, вопрос институтов обсуждается долгое время. Потому что в предыдущие годы, особенно пять-шесть лет, это приобрело особенно острый характер. Это имплементация различных неполитических фигур в центр принятия решений на основе дружеских и родственных связей. И, я думаю, задача президента Токаева сейчас произвести деперсонализацию, очистить от влияния этих людей общую государственную политику, государственную стратегию. Чтобы институты, будь то институт президента, будь то парламент, правительство, Конституционный суд и все прочие государственные институты, действовали бы, в первую очередь, из непосредственных государственных интересов, а не из интересов конкретных семей, олигархических групп или отдельных личностей. Я думаю, суть заключается в этом.
- И, говоря о предстоящих президентских выборах, нужно поговорить и о других кандидатах. Сколько на сегодняшний день в Центризбиркоме Казахстана кандидатов уже зарегистрировано?
Газиз Абишев: Всего документы в ЦИК подали 12 человек. Но уже трое из них получили от ворот поворот. Выдвигающее одного из кандидатов Республиканское общественное объединение оказалось недостаточно республиканским – ему не хватало филиалов. Другой, который выдвигался от объединения репатриантов, так называемых оралманов или, как сейчас говорят, кандасов, оказался гражданином не по рождению. А третьему не хватило стажа государственной службы, а есть требования о пятилетнем стаже государственной службы или стаже на выборных должностях, будь то депутат местный или республиканский. И еще насчет одного из кандидатов сейчас возникли вопросы, потому что в Республиканском объединении, которое выдвигало этого кандидата – Альтаева, внутри какое-то противостояние. Члены этого объединения утверждают, что его выдвинули незаконно, что на самом деле это не волеизъявление.
В итоге сейчас остаются восемь кандидатов. Часть из них уже приступила к сбору подписей. 1% от электората – это 118 тысяч человек. Кто-то уже начал собирать. Кто-то говорит, что у кандидата Токаева уже многократно превышено количество подписей, собранных в его поддержку. Остальные кандидаты занимаются продолжением оформления себя: сдают экзамен на владение государственным языком, подтверждают свой стаж и так далее.
- Рискнете предсказать результат выборов?
Газиз Абишев: Я думаю, что это сделать достаточно тяжело, и я не знаю, насколько это было бы этично. Но очевидно, что, цинично говоря, большая часть кандидатов – это ноунейм в меру разных и объективных, и субъективных причин. И поэтому действующий президент, скорее всего, политиками бы отмечался как фаворит. Но у нас сейчас нет объективных данных социологических опросов, и кандидаты не начали свою предвыборную агитацию. Поэтому каким-то образом предсказывать исход выборов не хотелось бы.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Выборы в Казахстане