Эксперт объяснил, как измененные техрегламенты ЕАЭС отразятся на жизни людей

05:17 15/10/2022

Совет Евразийской экономической комиссии внес изменения в технические регламенты на молоко и продукцию для детей и подростков. Что именно изменилось и почему? Об этом телеканал «МИР 24» спросил директора департамента техрегулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии Тимура Нурашева.

– Начнем с молока и молочной продукции. Что было не так со старыми техническими регламентами?

Тимур Нурашев: Начнем с того, что сам технический регламент был принят в 2013 году и вступил в силу с 1 мая 2014 года. Это один из 13 регламентов на пищевую продукцию, который определяет требования к отдельному виду пищевой продукции. Сам технический регламент разработан на базе национальных требований, которые существовали ранее. Он гармонизирован с международными стандартами. В частности, с «Кодексом Алиментариус» – это пищевой кодекс по международным стандартам, принятым на уровне ВОЗ. Техрегламент определяет требования к идентификации продукции, к безопасности. И понятно, что за это время, когда меняются экономические условия, модернизируются производства, правоприменительная практика требует внесения определенных изменений в технические регламенты. Те изменения, о которых мы сегодня говорим, это уже третьи по счету. Они были приняты в сентябре текущего года советом комиссии, и они касаются в основном уточнения понятийного аппарата. То есть технические редакционные правки, изменения определенных идентификационных, физико-химических или микробиологических показателей отдельных видов молочной продукции.

Приведу пример для того, чтобы более понятно было. Например, даны уточняющие формулировки термину «мороженое молокосодержащее» или «мороженое с заменителем молочного жира». То есть молокосодержащее – это то, которое ничего, кроме молочного жира, не имеет, а с заменителем молочного жира – там допускается применение растительных жиров. Или внесены, допустим, поправки в части показателей отдельных видов молочной продукции. Например, показатель витамина D в определенной категории детского питания. Увеличили содержание витамина D для определенного ассортимента продукции. Или, допустим, разделили содержание белка для йогурта – отдельно для белого, отдельно для цветного. Такие чисто технические показатели, которые носят больше производственный характер для производителей молочной продукции.

– С другой стороны, производителей молочной продукции можно успокоить, что в связи с этими изменениями в техрегламент никаких кардинальных изменений в оборудование вносить не придется?

Тимур Нурашев: Да, совершенно верно. Здесь меняется понятийный аппарат. Наоборот, более правильно будет сказать, что все эти изменения внесены именно по пожеланиям бизнеса. То есть для того, чтобы более прозрачные, более понятные, более адекватные правила игры установить.

– Тогда давайте о понятиях, внесенных в техрегламент о безопасности продукции для детей и подростков. Тут почему его пришлось менять?

Тимур Нурашев: Этот техрегламент у нас с 2011 года. Он входит в десятку первых принятых технических регламентов союза. К сфере его распространения относятся детская одежда, обувь, средства ухода за детьми, коляски, велосипеды и так далее. Но при этом не касается парфюмерно-косметической продукции для детей, мебели, учебников, – это уже сфера деятельности других регламентов.

В этом регламенте также определены показатели, идентификационные признаки химические, биологические, механическая, термическая безопасность продукции для детей. Чем же вызвана необходимость этих изменений? Понятное дело, ассортимент меняется, меняются конструктивные, дизайнерские решения, используются новые комплектующие материалы для продукции. Мир не стоит на месте и понятно, что наши технические регламенты тоже должны соответствовать этим новым тенденциям.

В частности, анализ характеристик современной детской обуви, обращаемой на рынке, выявил несоответствие нормируемой величины массы детской обуви. Что ограничило производство и выпуск в обращение этого вида продукции. С учетом реального веса комплектующих для обуви с одной стороны и результатов проведенного исследования с другой стороны, были подготовлены предложения по внесению изменений в регламент, призывающие к внесению изменений в регламент полупар обуви для детей дошкольного возраста.

Чтобы понятнее было, объясню это на примере. В старой редакции у нас было две категории обуви для детей от одного о трех лет. Полупара (одна единица обуви) повседневной обуви, не должна превышать 120 грамм. Понятно, что зимний сапожок со всеми утеплителями, со всей этой толстой подошвой, с мехом и так далее для детей ясельного возраста не может так весить, его сложно изготовить с массой менее 120 грамм. И это создавало определенные сложности для выпуска этой продукции на наш рынок. И в рамках изменений была введена дополнительная категория – зимняя и весенне-осенняя обувь. И там уже разрешили максимальную массу полупары сделать до 220 грамм.

Самое интересное, что Минздравы наших государств настаивали на том, чтобы было проведено обязательное исследование, как повлияет масса полупары на детей от одного до трех лет. Нигде в мире, во всяком случае, где мы изучили опыт, в Европе, в Америке, в Китае, нигде не нормируется масса детской обуви. Нигде. Это вопрос потребительского предпочтения со стороны покупателей. У нас же, на территории бывших советских стран, сохранились старые советские нормативы, они вошли в регламент и там и остались. Но Министерством промышленности и торговли Российской Федерации был проведено исследование. И выявили, что, с учетом возможности производителя и влияния массы обуви на ребенка, можно увеличить массу одной полупары со 120 до 220 грамм.

Изменения коснулись не только детской обуви. Например, были реализованы возможности токсикологических исследований зубных щеток и массажеров для десен. Если раньше испытания проводились с обязательным использованием лабораторных животных, то теперь предусмотрели альтернативные методы in vitro. То есть буквально в стекле, без ущерба для животных.

Выгодная интеграция

Получается, мы опять, говоря о техническом регламенте безопасности продукции для детей и подростков, говорим о том, что изменения в регламент фактически документально фиксируют то, что произошло на рынке, в производстве, как изменились условия, как изменилась продукция. Это просто фиксация того, что уже существует, так?

Тимур Нурашев: Скажем так, это назревшая необходимость внесения этих изменений.

Какой-то дополнительной, например, финансовой нагрузки по проведению испытаний со стороны производителя это не потребует. Потому что все не стандарты, все методы испытаний не меняются. Даже наоборот, как в случае с молочной продукцией, мы здесь решаем вопросы проведения испытаний отдельных видов продукции.

Кстати, еще изменение, которое касается регламента продукции для детей и подростков, это вопросы проведения испытаний одежды, которая имеет несколько подкладов. То есть как проводить испытания? Например, школьные брюки. Там весь подклад занимает 40% от общей поверхности самого изделия. И проведение испытаний разделили отдельно для подклада, отдельно для верхнего слоя одежды. Это вопросы гигроскопичности, то есть поглощения влаги, воздухопроницаемости и так далее.

Все-таки, подводя итог, задам вопрос с точки зрения рядового потребителя. Какие положительные моменты эти изменения приносят для тех, кто приходит в магазин за молочной продукцией или за товарами для детей и подростков? Мы сможем лучше понять, что и где продается? Что содержится в той или иной бутылке с йогуртом и из чего сделана детская обувь или одежда?

Тимур Нурашев: По молочной продукции, наверное, рядовой потребитель этого даже не заметит. Потому что маркировку не меняем, меняем только определение и приводим в действительность то, что и так уже произошло.

В части детской обуви, конечно же, введение этого расширенного ассортимента в возможности для производства, конечно же, повысит и ассортимент товаров на полке. Более того, наверное, для потребителя более важно будет то, что мы существенно ограничим возможности вывода на рынок фальсифицированной продукции за счет уточнения более конкретных формулировок в тех понятиях, которые предусмотрел технический регламент.