Московский театр «Ленком» отмечает 95-й день рождения. За свою историю он менял статусы, был эвакуирован в Узбекистан, принимал блестящие постановки Анатолия Эфроса. Из Театра рабочей молодежи он превратился в одну из лучших сцен страны. А имена актеров «Ленкома» знают даже те, кто никогда не был в этом театре. Сегодня в труппе 18 народных и 18 заслуженных артистов, сообщает корреспондент «МИР 24» Анастасия Лиходедова.
О любимом театре артисты говорят: ему не 95, а без пяти сто. Несмотря на возраст, «Ленком», как и прежде, молодой, мощный и дерзкий.
Александр Збруев пришел сюда совсем молодым артистом. И в свои 84 до сих пор на сцене. Уже больше полувека ленкомовец. Шутит: он не старый, а самый давний в труппе.
«При мне приходили пять художественных руководителей, каждый предлагал что-то свое и театр менялся», – отметил актер Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова», народный артист РСФСР Александр Збруев.
95 лет назад это был Театр рабочей молодежи. Днем артисты стояли у станка, а вечером играли на сцене. Многого от актеров тогда не требовали – хорошая речь и грамотность. Позже театр стал профессиональным. В 1938-м дорос до гордого названия «имени Ленинского комсомола», но зрители звали просто «Ленком». По-настоящему золотым временем были почти полвека под руководством Марка Захарова. Режиссер как никто понимал, что такое театральный хит.
«Самое правильное – делать такие спектакли, которые будут приниматься и оцениваться театральными гурманами, людьми, которые понимают и часто посещают театры, и человеком, который первый раз пришел в театр», – говорил Марк Захаров.
Захаров не открыл, а вырастил великих актеров. Он ценил артистов с актерским обаянием, таким как у Абдулова. Его еще студентом ГИТИСа взял в свой театр. В его спектаклях блистали Янковский, Леонов, Гафт. Дмитрий Певцов сегодня считает Захарова своим театральным крестным отцом.
«Мы выпускали с Марком Анатольевичем две премьеры. Я наблюдал, как этот абсолютно молодой человек, хулиганский, с огромным количеством юмора и самоиронии, лепит из людей какие-то удивительные вещи», – рассказал актер Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова» Дмитрий Певцов.
Захаров поставил больше 40 спектаклей, которые десятилетиями идут с аншлагами. Знаменитая первая в СССР рок-опера «Юнона и Авось» как гром среди ясного неба. Молитвы под тяжелую музыку, Андреевский флаг и полуобнаженная натура – сплошная антисоветчина.
«Министерство культуры немножко возмущалось и задавало какие-то вопросы, но, несмотря на это, Марк Анатольевич выслушивал все и делал опять по-своему. Поэтому спектакль до сих пор сохранился», – считает директор Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова» Марк Варшавер.
Караченцов в рок-опере запел впервые в жизни. Да так, что весь мир потом аплодировал. Прошел 41 год, теперь поют другие, но «Юнона и Авось» по-прежнему не сходит с афиш.
После смерти художественного руководителя театр переименовали в «Ленком Марка Захарова». Другого худрука у «Ленкома» быть не может, так решили в театре. А вот главного режиссера нашли. Молодой Алексей Франдетти в этом сезоне готовит премьеру – спектакль к 130-летию Владимира Маяковского в жанре хип-хоп оперы. Музыку к постановке уже пишет рэпер Баста. Оригинальность и дерзость – «Ленком» в своем репертуаре.
Читайте также:
- Нонна Гришаева дебютировала в мюзикле «Дон Жуан. Нерассказанная история»
- В Санкт-Петербургском театре глухих состоялась премьера спектакля «Дело глухонемых»
- Наследие Мейерхольда: Театр имени Маяковского отмечает 100-летний юбилей
- Наталья Дурова – младшая стала новым худруком «Уголка дедушки Дурова» в Москве
- Директор «Ленкома»: Чурикова лежит в Боткинской больнице с переломами
Подробнее в сюжете: Театр